Географ Игорь Полюдченков представляет Сергиев Посад в экспедициях по всей стране
Следить за чернозобой гагарой в псковских болотах, прокладывать горные тропы на Байкале, строить питомник выхухолей в Кашире или искать ископаемых моллюсков на дне волжских карьеров — экологическое волонтёрство, по мнению сергиевопосадца Игоря Полюдченкова, может стать хорошей альтернативой привычному туризму.
Куда не ступала нога
Ты трудишься, но получаешь за это не деньги, а впечатления: видишь края, куда обычному человеку попасть невозможно, и при этом реальными делами помогаешь природе.
Игорь — руководитель сергиевопосадского Молодёжного клуба Русского географического общества (РГО). Каждую неделю они собираются в библиотеке им. Василия Розанова, но «комнатными» заседаниями дело не ограничивается. И сам Игорь, и его подопечные-школьники отправляются в экспедиции, примерно как в те, что перечислены в начале.
На днях он вернулся с Алтая, был на слёте руководителей молодёжных клубов РГО. Одна из идей встречи звучала просто — предлагайте новые идеи и пишите заявки на гранты, чтобы эти идеи, в том числе новые экспедиции, осуществились.
В основном на занятия приходит школьники. В клубе есть ребята из Православной гимназии, интерната в Жучках, школы № 18, и для них ещё актуальны летние лагеря. Участие в географическом клубе повышает шансы бесплатно попасть в тот же «Артек» или «Орлёнок»: помогут не только учебные грамоты, но и клубные, от РГО. Двое сергиевопосадцев так получили путёвку в начале года, но из-за коронавируса поездку перенесли.
Ещё двое ребят в конце августа выиграли обучение в летней школе национального парка «Кенозерский», и тоже отложили до лучших времён. Но рано или поздно они познакомятся с поморской культурой, уйдут в научные экспедиции, научатся выживать в дикой природе.
Молодёжный клуб Русского географического общества собирается в библиотеке им. В. Розанова каждую субботу в 16 часов. Добро пожаловать!
Как стать волонтёром
Общей базы данных экологического волонтёрства в России нет, но предложения можно найти на сайтах самих заповедников и национальных парков. Полный список опубликован на сайте Министерства природных ресурсов: mnr.gov.ru/activity/oopt.
Обычно на сайтах заповедников есть раздел «Волонтёрам», где собрана вся нужная информация, или можно просто отправить запрос в поисковик — что-то вроде «экологическое волонтёрство» или «волонтёрство в заповедниках».
Часто принимающая сторона ограничивает возраст работников: от 18 до 35. Но есть и исключения: вместе с Игорем Полюдченковым, например, иногда отправляется его отец, и работает наравне с молодыми.
Возможностей для эковолонтёрства в России становится больше с каждым годом, говорит руководитель сергиевопосадского клуба. Множество организаций предлагают провести в полях и лесах выходные, а то и несколько дней и даже недель, и эти программы самые разные — образовательные, исследовательские, природоохранные
Иногда требуется профильное образование, и тогда открываются совсем другие горизонты. Например, Курилы, граничащая с Японией территория, во многом недоступная для туристов, но не для волонтёра-учёного с дипломом геофака.
Другие заповедники могут искать хорошего повара, фотографа или даже владельца квадрокоптера — эти навыки тоже пригодятся.
В момент нашего разговора Игорь собирался в новую поездку, на биостанцию в Каширу — строить питомник для выхухолей, среднего размера млекопитающих, которые живут на ограниченной территории, в основном в пределах четырёх рек: Волги, Урала, Днепра и Дона. Выхухоль занесена в Красную книгу, не размножается в неволе и часто становилась мишенью из-за парфюмерного мускуса, выделяемого её железами. Приглашение Игорь тоже нашёл в интернете: он только оплачивает дорогу, а проживание, питание, инвентарь и экскурсии предоставляет биостанция.
Где были, что видели
Сергиевопосадцы из Молодёжного клуба РГО ещё не получили грант на самостоятельное путешествие, но несколько раз участвовали в программах общества, как и отправлялись в поездку, списавшись с заповедником.
Летом учились в плавучем университете — отправились на теплоходе, где место отдыхающей публики заняли геологи, кандидаты наук из крупных российских университетов. Три дня жили на берегу, искали останки ископаемых существ в заброшенном карьере в ста километрах от Саратова. Находили обломки раковин моллюсков Пермского периода — им, как минимум, 250 миллионов лет. «Одна раковина была такого размера», — Игорь делает классический жест рыбака, широко размахивая руками, и это не преувеличение.
На Байкале, в Баргузинском заповеднике, на полуострове Святой Нос этим летом Игорь строил высотную тропу испытаний. Следующую неделю провёл с группой в бухте, куда не ходит транспорт и где нет мобильной связи. Эта часть озера со стороны Улан-Удэ вообще меньше исхожена, чем та, куда добираются прилетающие в Иркутск.
Есть варианты и поближе. В заповеднике «Угра», что в Калужской области, с учениками восстанавливали источники. Это интересное место, где сходятся разные типы родников, пресные и минеральные, прозрачные и окрашенные в тёмно-оранжевый. На 150-метровой тропе их полтора десятка и они чередуются. В XIX веке, когда на это место обратили внимание, были предложения открыть там курорт, примерно как в Минеральных водах или Липецке.
Мечта сергиевопосадских географов — побывать на Камчатке, где большинство экскурсий вертолётные. Но выйдет эта экспедиция дороже путешествия в Исландию, хотя, как говорят, имеющие возможность сравнить две точки на карте, природа Камчатки поражает красотой и величием не меньше.
Заповедник «Угра», Калужская область: восстанавливаем знаменитые родники
Владимир Крючев