Народному театру при Дворце культуры им. Гагарина на днях исполнилось 75 лет. Мы можем назвать его старейшим ныне действующим театром Сергиева Посада.
И пусть он уже давно не подаёт заявок на подтверждение этого официального звания (статус народного сохраняют только те коллективы, которые регулярно обновляют репертуар и гастролируют), с годами само слово “народный” столь прочно закрепилось в сознании, что таким театр стал и по определению, и по сути.
Деньги — табу
Самодеятельный театр — удивительный жанр. Иногда даже кажется странным, как он вообще сохранился в наши дни. Его дух поддерживают серьёзные семейные люди, которым в жизни не хватает именно этого: репетиций по нескольку раз на неделе, разъездов по сценическим площадкам (порой средней руки) и... любви зрителей, конечно.
Отношения в Народном театре всегда были несколько более свободными, чем в театре “настоящем”. Иногда подготовка премьеры занимала год, а иногда работу над новым спектаклем могли затянуть лет на пять.
Весьма вольно могли меняться и планы самих режиссёров. Актрисе Елене Перегудовой, например, запомнилась манера работы режиссёра Александра Зверинцева: тот в процессе постановки мог запросто превратить легкомысленный водевиль в сумрачную драму о сердечных переживаниях хозяйки публичного дома.
Как правило, режиссёры приглашались в Народный театр из Москвы. Первым из местных на этом посту оказался Василий Колосов, а со временем и среди сергиевопосадцев сформировалась прослойка режиссёров — нынешний режиссёр “Театрального ковчега” Александр Швецов, известные в городе мастера своего дела Александр Теренков и Галина Бахарева.
И, наверное, только в любительском театре актёру позволено оставаться самим собой, насколько это возможно конечно. В коллективе вспоминают, как режиссёр Юрий Воронин пошёл на дерзкий эксперимент: разрешил актрисе Нелли Толстухиной, обладательнице прекрасного украинского акцента, этот акцент не скрывать.
Воронин был первым режиссёром в истории труппы, кто перестал бороться с мягким украинским “г” актрисы. “Говори!” — с тем самым характерным “г” изрёк он. И вручил ей роль, где как раз требовалось проявить малороссийское произношение. Самое интересное началось после, когда акцент — получивший вроде бы полную свободу — в самый нужный момент... взял и пропал.
Они работают бесплатно. Единственный человек в коллективе, у кого есть зарплата, — режиссёр Виктор Сорвин. И то только потому, что он числится в штатном расписании Дворца культуры, где базируется театр. Сами актёры не получают ни копейки. А как же плата за вход? Даже не заикайтесь об этом в присутствии актёров: брать деньги со зрителей — табу.
Свои среди своих
Театр начинался как кружок при ЗОМЗе, но со временем он перерос эти рамки и стал достоянием всего района.
Актёры не пытаются выдать себя за тех, кем они не являются. Их фраза “мы не профессионалы” не звучит ни трагично, ни кокетливо. Они спокойно смотрят на вещи и не переживают о том, что не имеют актёрского образования. А, кстати, какое у них образование?
“Я — музейный работник, но успела побывать продавцом и воспитательницей в детском саду, — говорит Елена Перегудова. — У нас в коллективе и бухгалтеры, и портнихи, и инженеры. Кого только нет”.
Первый спектакль Народный театр поставил в конце тридцатых. Некоторое время коллектив квартировал в стенах Лавры, а когда появился Дворец культуры, перебрался туда, на просторную сцену, равной которых в городе не было и, пожалуй, нет.
Жалеют ли бывшие работники ЗОМЗа о том, что театр перестал быть исключительно их, заводским? “Очень долго все зомзовские считали театр своим”, — вспоминает Елена Перегудова.
“И на спектакли шли во многом ради того, чтобы увидеть своих. Мы смотрели на них как на родных”, — добавляет старший научный сотрудник музея-заповедника Лидия Гирлина, которая сама довольно долго проработала на предприятии.
Традиция поддержать коллег осталась. Те, кто сохранил эту связь, всегда стараются посетить премьеры. “Те, кто живы”, — уточняет Елена.
Альбом Петрова
Нынешние времена лучшими назвать нельзя: актёрский состав сократился в четыре раза, премьер стало меньше, а афиши на улицах не так заметны.
Тем не менее собрать полный зал для Народного театра не составляет труда. Правда, речь идёт не о большой сцене, а о Малом зале на третьем этаже Дворца. У этого камерного пространства есть свои достоинства, но актёры по-прежнему грезят “главными” подмостками.
Почти все фотографии в альбоме, который собрал ветеран театра, актёр Валентин Петров, сделаны именно там — на большой сцене ДК. А сам альбом, вернее, сборник из трёх альбомов, — уникальная подборка.
Это книги, аккуратно напечатанные на машинке и переплетённые типографским способом. История, расписанная по десятилетиям, по спектаклям и даже выраженная в таблице посещаемости — сколько зрителей побывали на каждом спектакле.
Некоторые фотографии говорят лучше любых слов. Вот на одной их них коллектив театра на железнодорожной платформе — судя по всему, в пути со спектакля, который они давали в одном из подмосковных домов отдыха (санатории часто приглашали в гости любительские коллективы).
Метла в руке одной из актрис — ещё цветочки. Были случаи, когда актёры возвращались домой прямо в сценических костюмах. Представить только: шумная толпа во фраках и кринолиновых платьях идёт из вагона в вагон и распевает песни!
Не так давно Валентин Сергеевич передал свой альбом в краеведческий отдел музея-заповедника. Сегодня история театра находится в открытом доступе, и, что интересно, именно ради альбома Петрова нередко в музей приходят те, кого интересует местная театральная история.
А в истории этой помимо Валентина Петрова и его супруги Лидии Лебедовой – имена Зои Федюниной, Лидии Чавчавадзе, Владимира Ильюшкина, Надежды Бобровской, четы Кизима, династии Перегудовых и многих других ветеранов театра.
Не поделили зрителя
Трудно отрицать, что появление “Театрального ковчега” изменило расклад сил на театральной сцене.
Тем не менее в Народном театре уверяют, что на их аудиторию никто не покушается. “Мы дружим. Они приглашают на спектакли нас, мы приглашаем их. Мы не отнимаем зрителя друг у друга”, — убеждает нас Елена Перегудова.
Некоторые из бывших актёров Народного театра сегодня заняты в спектаклях “Ковчега”, другие стали профессиональными оперными певцами, играют в театрах в Москве и других городах.
Но был случай, когда актёры, сами того не желая, всё-таки не поделили зрителя с коллегами. Это старая история: в середине семидесятых на экраны вышел знаменитый фильм “Здравствуйте, я ваша тётя!”, а чуть раньше Народный театр выпустил новый спектакль “Тётушка Чарли”.
Оба были сделаны по одному сюжету. Так вышло случайно, но, выражаясь современным киноязыком, вышел спойлер — преждевременный пересказ сюжета фильма, после которого идти на сам фильм не так уж и хочется.
“Все, кто смотрел “Тётушку Чарли”, уже не могли смотреть “Здравствуйте, я ваша тётя!”, — вспоминает Елена Перегудова. Спектакль имел огромный успех, люди в зале никогда так не смеялись.
Только вот может ли подобный спойлер повториться сегодня, когда и труппа уже не та, и репертуар гораздо скромнее, — в этом она уже не уверена. Однако театр живёт, по-прежнему начинается с вешалки и заканчиваться не собирается.
Фото из архива Народного театра
Владимир КРЮЧЕВ