Она получила признание в преимущественно мужской среде художников во времена, когда женщинам не разрешали учиться в Академии художеств. Перевела растительные мотивы на язык орнамента, что стало если не точкой отсчёта русского модерна, то его родовой чертой. Обратила внимание на то, что русские дети чаще воспитаны на немецких и английских сказках, и придумала свой сказочный колорит, который проявился и в акварельной иллюстрации, и в резных предметах мебели.
Современный абрамцевский канон, буфет или простой шкафчик в тёмных тонах с причудливой резьбой, это оттуда, из позднего XIX века. Работы её мастерской могут оцениваться в миллионы рублей, а некоторые предметы выставлены в парижском музее Орсе как часть всемирного культурного наследия.
Выставка в музее «Абрамцево» проходит всего в сотнях метров от места, где в творческой, как бы сейчас сказали лаборатории, рождался новый стиль. Его придумали нарочно, искусственно, но корни его были природными, почерпнутыми из народной среды. Мебель получалась по-крестьянски удобной в своей сути, а в отделке была проникнута древним символизмом.
Возможно, не было бы ничего, если бы не несчастная история любви: семья Елены возражала против её свадьбы с врачом, и девушка закрылась от мира. К жизни её вернуло знакомство с женой Саввы Мамонтова и абрамцевским творческим кружком, где она бывала практически каждую неделю.
С работ Елены Поленовой начинался музей «Абрамцево», каким мы его знаем, — первая выставка в 1925 году была посвящена именно ей. Сегодняшний показ представляет лишь пятую часть того, что хранится в запасниках музея.
Фото Светланы Володиной