Иппотерапия — метод реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья с помощью адаптивной верховой езды. Это не лёгкая прогулка верхом, а трудный путь к восстановлению. Тем, кто решается ступить на него, иппотерапия дарит новые возможности и даже перспективы на будущее. Как это происходит, нам рассказала руководитель хотьковского центра иппотерапии «Пегий мерин» Алёна Андреянова.
Два десятка лет с лошадьми
Алёна Андреянова более 22 лет жизни посвятила лошадям. 15 из них занимает адаптивная верховая езда для особенных детей.
«Я любила лошадей всю свою жизнь, прямо с рождения, — делится Алёна. – А об иппотерапии услышала около 15 лет назад. Тогда в моём родном городе, Нижнем Новгороде, не было такого направления. Не у кого перенять опыт, не у кого попросить совета. Интернет не был настолько развит, найти нужную информацию было непросто. В итоге свои первые навыки в иппотерапии я получила на стажировке в Германии в 2008 году. А непосредственно инструктором-иппотерапевтом стала в 2015 году. Прошла повышение квалификации в Москве и начала работать официально уже в Сергиевом Посаде, а с 2019 в конноспортивном клубе «Абрамцево».
Сейчас в команде у Алёны ещё один специалист по иппотерапии, коновод и две взрослые лошади в расцвете сил — пегий мерин Алтай, в честь которого назван центр, и серый конь по имени Сержант.
Иппотерапия — комфортная зона для животных. Благодаря ей многие лошади получают шанс на новую жизнь после того, как получают травму или не показывают необходимых результатов и покидают конный спорт.
«Мы используем более передовые и гуманные способы обучения животных, чем в спорте, где люди и лошадь работают на износ, — объясняет Алёна. — Когда ты сажаешь на лошадь особенного всадника и у него дрожат руки и ноги, он теряет хлыстик, то лошадь очень адекватно и терпеливо на это реагирует. Это в спорте нужно показать животному свою силу и хитрость, подавить его. У нас так нельзя. Всадники с ограниченными возможностями здоровья не могут задавить лошадь своим авторитетом, наоборот, животное с ними сотрудничает. Это требует изначально гуманного воспитания».
Друг и биотренажёр
Взаимодействие ребёнка и лошади порой даёт невероятные результаты. Несколько лет назад в центр иппотерапии пришла четырёхлетняя Полина. У девочки была сильная задержка речи. Её родители обошли огромное количество врачей, но никто не мог помочь малышке заговорить. И невролог посоветовал им попробовать адаптивную верховую езду.
Алёна провела для девочки первое занятие, цель которого — привыкнуть к новым запахам, звукам и ощущениям, познакомиться с лошадью и первый раз сесть верхом. Шквал сенсорных стимулов — запах сена, цокот копыт, мягкость лошадиной гривы и тепло её боков — стал для Полины необходимым толчком, и уже после первого занятия девочка начала говорить.
Лошадь помогает детям с самыми разными диагнозами. Её можно погладить, с ней можно поговорить, скормить ей яблоко или морковь. Для детей, которые большую часть времени вынужденно проводят дома и в больницах, занятия в манеже становятся большим событием, а лошадь — новым другом. Это имеет серьёзный психотерапевтический эффект.
Ехать на лошади почти так же трудно, как и идти. Мышцы одних детей настолько слабые и вялые, что они даже не могут удержаться в седле. Других — сжаты в сплошной комок. Терапевты сажают ребёнка верхом, и его мышцы постепенно разогреваются (температура тела лошади на полтора градуса выше человеческой) и начинают реагировать на колебательные движения, которые совершает лошадь. Необходимость удержать равновесие стимулирует развитие мышечного корсета. Лошадь — постоянно работающий биотренажёр, который собирает мысли в кучу, а тело держит в тонусе. И это работает.
«К нам на первое занятие приходит ребёнок, и я держу его на лошади, потому что он съезжает и не понимает, как держать своё тело, — говорит Алёна. — На последующих занятиях он преображается, становится самым настоящим всадником. Взбирается по ступенькам, сам садится на лошадь, чуть ли не бегом запрыгивает. И сидит спокойно и уверенно, ему уже не нужна моя помощь».
Поиск жизненного пути
Иппотерапия может помочь детям с ограниченными возможностями здоровья найти своё место в жизни. Например, в мире конного спорта. Кроме того, общение с лошадью помогает получить и азы профессии. Некоторые ребята остаются в иппотерапии в качестве коноводов или тренеров начальной подготовки.
«Из моей практики: ходила на занятия одна девочка, — вспоминает Алёна. — Она настолько боялась лошадей, что начинала плакать ещё у ворот конноспортивного комплекса. У неё начиналась натуральная истерика. Однако прошло буквально 2-3 занятия, и она стала ездить верхом. А потом даже начала участвовать в соревнованиях и занимать первые места. Любого ребёнка, который к нам приходит, я всегда рассматриваю как спортсмена. Ну, или по меньшей мере как человека, который однажды будет ездить на лошади максимально самостоятельно. И чаще всего нам удаётся добиться желаемого результата».
Всё началось с преодоления
Появлению такого метода реабилитации, как иппотерапия, мы обязаны датчанке Лиз Хартел. Она родилась в 1921 году, с самого детства увлекалась выездкой и мечтала посвятить жизнь конному спорту. Но в 1940-м году в Дании разразилась эпидемия полиомиелита, болезнь затронула и 19-летнюю Лиз, и девушка осталась прикована к инвалидной коляске. Врач давал неутешительные прогнозы: шансов даже просто встать с постели довольно мало, а о верховой езде можно забыть навсегда.
Но Лиз не смогла отказаться от поездок на конюшню.
«Кроме надежды поправиться, во мне жило неугасимое желание снова сеть верхом на лошадь, — рассказывала Лиз Хартел в 1975 году на конференции Ассоциации верховой езды для инвалидов. — Однажды меня повезли в коляске на конюшню. Все думали, что я схожу с ума, но я настояла на своём, и меня подняли на мою послушную лошадь. Я смогла проехать по манежу всего один круг шагом. Это нельзя было назвать верховой ездой, меня просто несли, но я снова сидела верхом. И это было невероятно прекрасно, меня переполняла радость. Я ощущала, что одна цель уже достигнута и меня уже ждут следующие. Я так устала, и всё у меня так болело, что пришлось лечь, и прошло две недели, прежде чем я решилась сделать новую попытку».
После этого Лиз начала тренироваться. Чтобы отточить движения и научиться полностью контролировать лошадь, ей понадобились годы. И её усилия окупились сполна. В 1952 году она стала серебряным призёром по верховой езде на Олимпиаде в Хельсинках. И в 1956 году повторила свой успех на Олимпиаде в Мельбурне. А после вырастила двоих детей, занялась тренерской работой и благотворительностью, основала специальные лечебные конноспортивные школы в разных странах и прожила очень яркую жизнь.
Елена БАДАЛЯН