Это не жизнь, а калейдоскоп. В условный понедельник Агата попадает под полицейский рейд в Таллине, когда там гоняют музыкантов-нелегалов, а во вторник играет с оркестром в Кремле. Учится в Италии у лучших музыкантов Европы и ищет ночлег без копейки за душой в Копенгагене. Ставит картинку профиля в Ватсапе: там виолончель на фоне гор, и это не просто красивая фотка из интернета, а её виолончель и швейцарские Альпы — Агата поднималась на три тысячи метров, чтобы послушать, как отражается в горах эхо струн, а в кармане в это время звенели монеты, выручка за вчерашний уличный концерт.
Востребованный, сессионный, бродячий
Лучше всего вольным музыкантам живётся в Голландии — за 15 минут в коробке Агаты скопились 42 евро. Самая скупая публика оказалась у Эйфелевой башни в Париже. Самая добрая — в столице Дании: когда даже с самым дешёвым хостелом не срослось, её приютила девушка-флейтистка из прохожих. В австрийской Вене ей заплатили 30 евро, лишь бы та не играла, — на улочку, где она собралась исполнить пару своих сочинений, приехала съёмочная группа, и режиссёру потребовалась тишина. Польский Краков поставил рекорд, там чуть ли не на каждом квадратном метре по музыканту.
Такой образ жизни не должен сбивать с толку.
Жительница Богородского Агата Гаусс — профессиональный музыкант с дипломом Московской консерватории. Востребованная соло и в коллективе, ученица Александра Бузлова, который получил мировую славу, гастролируя и записываясь, собирая премии.
СПРАВКА
Агата Гаусс родилась и живёт в посёлке Богородское под Сергиевым Посадом. Виолончелистка, выпускница Московской консерватории (2017 год, класс А. Бузлова, Н. Гутман и А. Спиридонова по барочной виолончели). Композитор, импровизатор, педагог и уличный музыкант. Играет на современной виолончели, барочной и электровиолончели, клавишных, африканском барабане джембе, осваивает виэлу — средневековую наколенную струнно-смычковую лиру, и кото — традиционный японский струнно-щипковый инструмент. Проходила стажировку на Мальте и дважды в Италии. Участница мастер-классов преподавателей из Великобритании, Италии, Германии, Болгарии. Виолончель как инструмент для обучения выбрала самостоятельно в детской музыкальной студии в посёлке.
Страничка Агаты в ВК vk.com/agathacello
От учителя у неё остался профессиональный смычок, и он вряд ли вернётся обратно — совсем недавно в 37 лет музыкант скоропостижно, к ужасу музыкального мира, скончался.
Агата освоила мотоцикл, но оставила его из-за личных проблем и от страха повредить руки, одной из главных фобий музыкантов. Страсть к путешествиям осталась: она играла на улицах в полутора десятках странах Европы, пересекала границы с шенгенской визой и минимальной суммой, а на еду и бытовые расходы зарабатывала концертами. Жильё искала чаще через сайт Couchsurfing, где отчаянные путешественники получают бесплатный ночлег у таких же близких по духу людей.
«Игра на улице даёт смелость», — говорит Агата, которая в перерывах между путешествиями занимается современной академической музыкой. И ещё: в концертном зале, говорит она, не сразу есть обратная реакция, а здесь отзывы приходят моментально. Прохожие могут сравнить твои сочинения с музыкой Арво Пярта — живого классика-минималиста, а могут обругать и толкнуть.
Легенда начиналась на улице
С дипломом Московской консерватории она продолжила учёбу в Италии — полетела в Рим, в академию Санта-Чечилия, легендарную старую итальянскую консерваторию.
Её педагогом стал Джованни Соллима. Он начинал с того, что в детстве сколотил себе виолончель из ящиков и тоже играл на улицах, а сегодня работает с Питером Гринуэем и другими режиссёрами с мировой известностью.
Агата видела его и раньше: «Я не знаю второго такого виолончелиста-виртуоза. На выступлении в Большом зале Консерватории звучали барокко и «Нирвана», он играл в темноте, ходил и лежал, продолжая играть, исполнял двухголосную мелодию, его мимика была яркой до крика. И в один из лучших залов мира он вышел не в пафосном костюме, а в обычной чёрной кофте».
В академию она поступила без проблем, но с бытом снова всё не как у людей. «Я хотела остановиться у парня через каучсёрфинг, а он начал ко мне приставать. Обещал отдельное место, но начал юлить — типа у него на втором этаже ремонт, так что давай спать в одной кровати. Я тут же ушла».
В Италию она прилетела без инструмента, и самое невероятное наступило наутро после инцидента: в мастерской школы ей на время обучения дали настоящее сокровище — виолончель знаменитого мастера Руджери XVII века, это примерно 14 тысяч евро. Мастер осёкся, когда узнал, что Агата осталась без жилья: как он может доверить ей такую ценность? И в этот момент подмастерье Николас, типичный черноволосый кудрявый итальянец, который тихо сидел в уголке мастерской, поднимает голову и говорит, что у него есть свободная комната, а Агата снова спасена.
Лучшая публика — та, что целуется
Она ловила любую возможность узнать новое — в своём и в других вузах. Записывалась на семинары композитора Владимира Мартынова в МГУ, слушала музыку Джона Кейджа, сидя на коврике в углу переполненного Рахманиновского зала Консерватории. Конечно, там была пьеса «4´33´´» — «чёрный квадрат» современной академической музыки, четыре с половиной минуты молчания в трёх частях, где реальным содержанием считаются шорохи затаившей дыхание аудитории.
Снобы ли виолончелисты? «Всё зависит от характера музыканта, но многие — да. Классические исполнители часто считают несерьёзными всё произведения, кроме тех, что написаны великими. Не любят импровизировать, всё по нотам. Но я их не упрекаю».
Есть видео, где Агата в рубашке в красно-чёрную клетку выступает среди ансамбля виолончелистов в Зелёном театре ВДНХ. Перед ней на сцене фронтмены — финские тяжеловесы струнного металла «Апокалиптика» и Стив Вай, трижды лауреат премии звукозаписи «Грэмми».
Ей нравится разная публика — от менеджеров, переодевающихся по праздникам в кожу с заклёпками, до посетителей венецианских карнавалов и йога-медитаций. Но лучшей аудиторией стала влюблённая парочка в Швейцарии во время тех же автостоп-гастролей по Европе. Это было на старой улочке в одном из городков. «Они поцеловались, и я закрыла глаза, чтобы не смущать их, — признаётся Агата. — А потом они рассказали, что это был их первый поцелуй».
Владимир Крючев