Сергиевопосадский «Музей советского детства» оживил дату 23 февраля, сделав этот день календаря понятным, осязаемым, отзывающимся у человека практически любого возраста и отношения к военной службе.
Помощниками при подготовке новой выставки стали частные коллекционеры из Сергиева Посада. Их вклады оказались разными: от нескольких дорогих сердцу предметов и фотографий, оставшихся от отца-подводника, до внушительного собрания копий автомобилей, первые из которых пополнили это собрание ещё в начале восьмидесятых годов прошлого столетия, когда за редкий экземпляр приходилось отдавать чуть ли не четверть зарплаты.
Хорошо представлены находки поискового отряда «Пересвет». Отряд — лишь часть большого движения поисковиков России, которые нашли и опознали за последние десять лет более 150 тысяч солдат, чьи имена в официальной статистике считались утерянными. За стеклом музея — находки из Тверской области, где бои проходили в 1942 году.
На одной витрине ведут немой диалог предметы противников: советские и фашистские каски, металлические ножницы для демонтажа немецкой колючей проволоки, агитационные листовки и говорящий сам за себя предмет: консервная банка из арсенала вермахта, вскрытая грубо, по-солдатски, не кольцом на крышке, а ножом. Поисковики считают, что это трофей, попавший в руки тому, кто ещё не знал, для чего нужен тот самый ключ сверху банки.
В полях поисковики лишний раз убедились в том, что у советских солдат было распространено своего рода суеверие: считалось, что бумажка с именем в медальоне непременно накликает гибель и её просто выбрасывали, чем затрудняли поисковикам опознание погибших десятилетия спустя.
Интересно, как события тех лет давали силу творческому воображению сергиевопосадцев. На соседней полке показаны панорамы сражений и даже копии персонажей советского фильма «В бой идут одни старики», которые сделали коллекционеры — наряду с копией военной техники.
Моделисты рассказали, что поводом для творчества мог стать даже детский фильм: легендарный польский сериал «Четыре танкиста и собака» десятилетия спустя обрёл новое воплощение в точной копии танка и фигурках героев, воспроизведённых с почти фотографической точностью.
Никогда особо не ассоциировавшийся с военным делом жанр — фарфоровая скульптура — тоже здесь. Параллели проводит Александр Греков, директор личного Музея игрушек Александра Грекова. Он собрал разнообразную коллекцию этих фигурок, и военная тематика в них иногда угадывается по незначительным деталям: например, в пилотке на голове мальчика, обнимающего собаку, или в образе космонавта, почти поравнявшегося с ракетой. Звёздные путешествия мирного времени, если вдуматься, тоже во многом основываются на открытиях, совершённых учёными оборонной промышленности.
Владимир Крючев
Фото Алёны Рунько