Активисты посёлка Реммаш давно жалуются на качество воздуха в посёлке. Здесь, по их словам, пахнет всё — предприятие, специализирующееся на копчении рыбы, цех по производству тротуарной плитки, а иногда, говорят, посёлок затягивает дымом, источник которого находится на территории заброшенных цехов ФКП «НИЦ РКП». Мы проехались по всем локациям, которые, по мнению жителей, вредят экологии, и проверили, чем же сегодня дышит Реммаш и как решаются его проблемы.
Зона отчуждения
Работу в Реммаше мы начали с самых его задворок — бывших цехов ФКП «НИЦ РКП». На одной из встреч жители пожаловались, что время от времени Реммаш затягивает гарью явно химического происхождения и что источник дыма именно эти цеха. Виюне, после ряда проверок и задержаний, задымления прекратились.
«Полиция работает. Если ловили машины, то их изымали и отправляли на штрафстоянку до того момента, как будет оплачен штраф. Хозяин наводит на территории порядок, подъезд к этому месту окопан», — доложила на встрече с активистами заместитель главы администрации округа Оксана Ероханова. Но улучшение оказалось очень временным. В минувшую пятницу произошёл рецидив — Реммаш вновь заволокло дымом. Что же происходит в заброшенных цехах на самом деле?
Путь в бывшие цеха проходит по грунтовой дороге. Въезд на территорию преграждает шлагбаум. Весной, когда Реммаш неоднократно затягивало гарью, один из активистов лично вешал на него замок. Сейчас его, естественно, нет, для тех, кому сюда нужно попасть на машине, это очень несерьёзная преграда. Со стороны заброшенных цехов нам навстречу выезжает КамАЗ. Летит на всех парах, явно торопится. Что он там делал? Что привозил или увозил? Решаем разобраться. За ним выезжает ещё один автомобиль — импортный внедорожник. Он и КамАЗ явно вместе. Шлагбаум нараспашку, мы тоже свободно проезжаем на территорию. И да — ров, о котором говорила Оксана Ероханова, действительно в наличии и он достаточно свеж. Однако оградительную функцию он уже не выполняет, так как кто-то его засыпал так, чтобы тяжёлая техника вновь могла проезжать на территорию бывших цехов.
Чёрная земля
Ров, нет, не проезжаем — проползаем на пузе легковушки. На выбоинах, явно оставленных тысячами больших колёс, рискуем потерять глушитель.
} Проблемы посёлка Реммаш взялась решать инициативная группа из числа местных жителей. В её состав также входят жители д. Мехово и других населённых пунктов, которые располагаются близ КПО «Сахарово». Впрочем, числится и один «варяг» — как ни удивительно, активист из… Фрязина. Администрация округа и Совет депутатов провели с группой несколько встреч, на которых обсуждались не только жилищно-коммунальные проблемы посёлка, но и состояние экологии, которое, по мнению активистов, становится всё хуже
На той стороне нас встречают горы строительного хлама. Судя по их составу, здесь кто-то явно разгружал бункеры со строительным и прочим крупногабаритным мусором. Причём на постоянной основе — масштабы катастрофы впечатляют: на интерактивной карте эту кучу видно даже из космоса. У одного из разрушенных цехов мы слышим звук какой-то механической работы. Кто-то внутри то ли что-то ломал, то ли что-то выгружал. По-видимому, нас замечают: в разрушенных цехах воцаряется тишина, но на встречу к нам никто так и не вышел.
На самом подходе к цеху замечаем, как меняется цвет земли — из песчано-пепельной она становится угольно-чёрной. Скорее всего, вот он, тот самый эпицентр, распространяющий едкий дым на километры вокруг. Нашу догадку подтверждают брошенные мотки обожжённой проволоки, которая, по-видимому, для кого-то не представляла ценности. Внимание привлекает абсолютно чёрного цвета куча. По составу — земля и пепел, которого было так много, что его сгребли к обочине — трактором, как снег.
Оценку вреда окружающей среде может провести региональное министерство экологии. Возмещение ущерба может обойтись в более крупную сумму. Но не исключено, что хозяин территории всё же исправится самостоятельно. «Ров действительно может быть засыпан, так как собственник уже начал ликвидировать нарушения. Мы контролируем этот процесс», — сообщила Оксана Ероханова.
Рыба и плитка — зловонный тандем?
Жители ул. Инженерной задыхаются от запаха копчёной рыбы, который, по их словам, разносится от небольшого предприятия на километры. «Они этим занимаются исключительно ночью. Тут такое начинает твориться! Вывесишь бельё на балкон, оно всё пропитывается этим запахом. Как-то жители одного дома обращались в какую-то службу, в результате цеху запретили коптить. Но сейчас опять всё началось по-новой», — говорит местная жительница Валентина Георгиева. «Рыба какая-то гнилая. Что-то с ней явно не так. Но вроде бы они свою коптильню куда-то переместили, так что стало вонять меньше. Хотя жители дома № 11 по-прежнему страдают», — считает её сосед Владимир Канюка.
Отметим, что время приезда в Реммаш мы подгадали так, чтобы поймать коптильню «на горячем» — примерно в 8 вечера. Как говорят местные, к этому моменту вокруг цеха вовсю ощущается смрад. Но сколько мы ни ходили, ни нюхали — не почувствовали ровным счётом ничего, воздух как воздух, без намёка на что-то рыбное. На территорию нам проникнуть не удалось: предприятие располагается за высоким забором — ни звонка, ни номера телефона, по которому можно было бы связаться с руководством.
Другое предприятие, на которое однажды жаловались жители, — предприятие по производству тротуарной плитки, которое базируется в производственных цехах на ул. Мира. Местные обвиняют мини-фабрику в том, что рабочие, при сушке плитки, жгут всё, что ни попадя, вплоть до покрышек.
Доступ на предприятие оказался свободным, вся площадь заставлена продукцией — тротуарной плиткой, элементами декора. Рабочие вызывают «хозяйку» — менеджера Викторию. Запаха, о котором писали люди, не ощущается. «В июне у наших соседей случился пожар — сгорело шиномонтажное предприятие. Да, горела резина, но жгли её не мы и она не наша. Почему кто-то решил, что мы этим отапливаемся, большая загадка. На месте были все службы, все видели, что произошло», — рассказывает девушка.
Просим показать технологический процесс изготовления продукта. Отлитая плитка, которой предстоит сушиться, складируется в специальных помещениях со стабильной температурой и влажностью. «Термическая обработка совершенно не задействована», — говорит менеджер. Да, агрегатов для этого тут действительно нет, но есть печь, которая используется исключительно в осенне-зимний сезон.
Но, похоже, проверок этому предприятию всё же не избежать, впрочем как и коптильному цеху. На последней встрече с жителями Реммаша депутат окружного Совета Денис Иудин доложил: Роспотребнадзор в курсе проблемы, о которой заявляли жители. Ведомство проведёт оценку воздействия на окружающую среду, разрешение на внеплановую проверку у прокуратуры уже запрошено.
Коммунальная среда
С востока Реммаша мы переходим в его южную часть. Общаемся c жителями, те в основном жалуются на коммунальные проблемы. Например, в доме № 1 по Институтской сигнализируют о сырых подвалах и вспученных от пара полах, похожая картина в соседних домах. Воевать со своей УК — МБУ Благоустройство СП — люди по этому вопросу устали. Зато с вывозом мусора проблем нет, и горячая вода есть. В июне, напомним, котельная стояла на профилактическом ремонте, который перерос практически в капитальный, и срок включения горячей воды был сдвинут.
«Вы слышали о том, что у вас в посёлке работает инициативная группа?» — спрашиваем. Местные жительницы Валентина и Ольга отрицательно мотают головами. «Кто эти люди, мы не знаем. Кажется, что они решают какие-то свои проблемы», — говорит молодой мужчина, который также решил с нами пообщаться. О деятельности группы ровным счётом ничего не знали ещё человек пять, которых мы встретили по пути.
Безусловно, проблем, которые волнуют жителей Реммаша, много. Депутаты и представители администрации встречаются с представителями посёлка регулярно. Но пока каждая встреча напоминает, скорее, бесплатный правовой ликбез, причём по достаточно простым вопросам, на которые вполне могут ответить и интернет-поисковики, например. Но перемены идут, хотя и не так быстро, как хотелось бы.
Евгения Николаева
Фото Светланы Володиной