До 2015 года не думал, что этим займусь. Держал немного коз, свиней, птицы для семьи. Что козоводство станет делом жизни, не предполагал, – Максим Сабиров, фермер. «Козья ферма на Гремячем ключе» – так называется хозяйство Максима Сабирова, в котором есть дойное поголовье, козы, которые ещё не котились, подростковые и ясельные группы.
Сразу, как только козлёнок родился, коза его обнюхала и облизала, мы его прикладываем к вымени и затем уносим в специальное помещение, где поддерживаем температуру 18-20 градусов, кормим малышей из бутылочек, – Максим Сабиров, фермер
Своё дело Максим планомерно развивает на протяжении последних пяти лет. Планы на послекарантинное время – достроить современный доильный зал, где одновременно можно будет доить 16 коз.
А во время карантина, когда минимизированы выезды, появилось время для того, чтобы просчитать рационы для дойных и беременных коз, получить консультации специалистов Тимирязевки относительно питания и селекции.
Максим экспериментирует, скрещивая зааненских и англо-нубийских коз. Цель – вывести козу, которая давала бы молока много, как зааненская, и такое же жирное, как у нубиек. Но и это ещё не всё.
Это новинка российского козоводства – испанские козы породы мурсиано гранадино. Коза компактная. На площади, которую занимает одна зааненская коза, могут жить три мурсиано гранадино, и им будет комфортно. Гранадино – коза адаптивная, неприхотливая. Но главное достоинство – качество молока, его вкус. Раньше она стоила нереальных денег, за одну мурсиано гранадино просили 300 тысяч. Сейчас цены в несколько раз упали, козы стали более или менее доступными. В 2019 годы мы получили грант на семейную ферму, на грант купили 60 голов мурсиано гранадино, остальных приобрели на свои деньги. Я планирую в течение 3-4 лет увеличить стадо мурсиано гранадино до 300-350 голов, – Максим Сабиров
Коронавирус и карантин внесли свои коррективы и жизнь фермеров. Максим – член козоводческого кооператива, куда входят 12 хозяйств области.
Все в той или иной степени пострадали, особенно те, у кого весь сбыт был заведён на сыроваров. Сыровары, в основном, все сели на самоизоляцию, повесили на сыроварни замки и сказали, что молока им не надо. Но мы же не можем козам сказать, чтобы они больше не доились. В итоге у козоводов оборотка упала на 70-80%, речь идёт о том, на что купить корма. У нас чуть полегче, потому что я изначально ориентировался на питьевое пастеризованное молоко, которое мы продаём в федеральную сеть и в несколько маленьких частных магазинов. Но и у нас количество заказов сократилось на 40%. Стараемся помогать членам кооператива, у кого совсем всё плохо. Пристраиваем их литры, чтобы они корма могли купить и выплатить зарплату сотрудникам, – Максим Сабиров
В Фейсбуке по запросу «Козья ферма на Гремячем ключе» легко найти адреса магазинов, где можно купить продукцию хозяйства – полезную и натуральную. Там же информация о доставке молока.