Сергиев.ru
Культура

Мультфильмы из нашего города. Сергиев Посад — на «карте анимации»!

Мультфильмы из нашего города. Сергиев Посад — на «карте анимации»!

В местном Союзе художников прошла выставка, которая продолжалась рекордно коротко, всего один день. Это были работы студентов-аниматоров нашего филиала ВГИКа — в основном их дипломные работы, наброски, раскадровки и настоящие законченные мультфильмы на экране.

Всё это напоминало пробную выставку перед большой, которая рано или поздно должна случиться. Иначе трудно представить, что талант этих ребят останется незамеченным в своём городе в то время, как они неизбежно становятся полноправными звёздами российской анимации.

Половина из них может назвать своим Сергиев Посад относительно недавно — большинство абитуриентов приезжают к нам из других городов. Искусству анимации здесь учатся студенты из Челябинска, Воронежа, Барнаула, Ярославля, Владимира и даже из Бурятии. Есть такие семьи, кто продаёт квартиру в своём регионе, чтобы перебраться туда, где будет поступать их ребёнок, — в Сергиев Посад.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мы поговорили с Марией Орловой и Елизаветой Харченко, преподавателями отделения, где конкурс составляет 4-5 человек на место.

— Сергиев Посад уже на карте анимации, условно говоря?

Мария Орлова: — Думаю, да. Мы спрашиваем абитуриентов, почему они выбрали сергиевопосадский ВГИК, и они отвечают, что слышали о нас раньше классные вещи, здесь учились их знакомые. Да, слух идёт.

— У вас можно научиться делать мультфильм от начала до конца?

Елизавета Харченко: — В целом можно, но не скажу, что после выпуска человек готов работать профессионально, в том смысле, как это принято понимать. Здесь он узнаёт базовые вещи, и ему ещё долго предстоит нарабатывать портфолио. Дорогов (Александр Дорогов, известный аниматор и преподаватель, в 90-х попавший по конкурсу на студию Уолта Диснея, позже открывший школу в России.

— Ред.) говорит, что до профессионального уровня аниматору надо идти десять лет.

Мария Орлова: — Сейчас это модное направление, и многие учатся вообще всего два года после девятого класса, но этого всё же мало.

— Уже прошло несколько выпусков по вашей специальности. Где эти ребята, чем они занимаются?

Елизавета Харченко: — Я знаю, что наша выпускница работает на «Мельнице» (коммерчески успешная студия, автор серии про Трёх богатырей. — Ред.). Но аниматоры они же тихие, они не рассказывают много, а как монахи сидят в своих кельях. И только случайно узнаёшь то из титров, то из чата студии, что наши студенты работают на какой-то студии. А кто-то поступает на высшее, доучивается на курсах.

— Большинство остаются в профессии?

Мария Орлова: — Процентов 60 остаются. Если не в самой анимации, то около неё — в дизайне, иллюстрации. В общем, рисуют.

— Хороший аниматор может хорошо зарабатывать?

Мария Орлова: — Конечно, может. Хотя по-прежнему считается, что это профессия для души, а не для денег.

— Вы сами начинали учиться 10 лет назад. Есть ли в сегодняшней анимации что-то, о чём нельзя было помыслить тогда?

Елизавета Харченко: — Тогда не было столько информации в интернете. Сложно было узнать о крутых аниматорах, на кого можно ориентироваться. Мы особо не слышали о программах, делали анимацию на кальке. Сегодня можно найти гораздо больше мультфильмов, а это даёт насмотренность.

Мария Орлова: — С каждым годом дети всё лучше и лучше рисуют, больше знают. Это держит преподавателей в тонусе.

— А если говорить об идеях, что нового появилось за это время?

Елизавета Харченко: — Мы привыкли разделять, условно говоря, аниме, диснеевскую анимацию, европейскую и другие. Сейчас многое делается на слиянии стилей, в совместной работе режиссёров. Есть, например, российское аниме, и наши авторы делали его в Арабских Эмиратах — был такой заказ.

Мария Орлова: — Анимация становится пережатой. Это когда движение так утрируют, что глазу больно. Например, героиня откидывается назад, и волосы тоже двигаются, но не так, как это было бы в жизни, а по какой-то невероятной категории. И так все полтора часа, это тяжело.

Елизавета Харченко: — Развивается документальная анимация, когда за основу берут реальную историю, интервью человека и визуализируют их. Это могут быть социальные темы, семейные драмы, истории бездомных людей. Такое существует в Европе лет десять назад, а у нас сейчас активно развивается.

Мария Орлова: — И это цепляет сильнее, чем хорошо срежиссированная лента про принцев и принцесс. Там вроде сделано хорошо, ну и окей, а тут — история, которая проходит рядом с твоей жизнью, и звучит голос настоящего человека, а не актёра в студии. Это совсем другое ощущение.

Владимир КРЮЧЕВ

На фото: кадры из дипломного проекта «Дворец королевы кошек» Марии Фашмуховой

Что советуют посмотреть преподаватели анимации?

1. «Клаус», 2019 год. «Рисованный фильм испанской студии, очень красивый, семейный. Добрая приятная сказка».

2. Мультфильмы Томма Мура. «Ирландский режиссёр, снимал «Тайну Келлс», «Песню моря», «Легенду о волках». У него свой стиль в духе средневековой миниатюры, очень узнаваемый автор».

3. «Короткие мультфильмы из России и других стран можно будет посмотреть с 28 октября по 8 ноября на Большом фестивале мультфильмов, который пройдёт в Москве. Это для тех, кому интересна авторская анимация мирового уровня. Сеансы пройдут не только в зале, но и онлайн — билет для просмотра в интернете на все дни фестиваля стоит всего 600 рублей».

Фото @ Сергиев.ru