Спортсмены на своих железных конях рвутся к финишу, преодолевая препятствия трассы. Мотоспорт — один из наиболее зрелищных и захватывающих видов спорта. Ежегодно в июле в карьере у посёлка Мостовик проводятся областные соревнования по мотоспорту, однако в этом году чемпионаты и первенства Московской области и Сергиево-Посадского городского округа пришлось отложить из-за пандемии. Но сергиевопосадцы не унывают — готовятся к выступлениям и надеются, что ограничения на соревнования вскоре будут сняты.
Немного истории
Мотоспорт в Загорске существует с середины 50-х годов, когда при крупнейших заводах — ЗОМЗе и ЗЭМЗе — организовались спортивные клубы.
«Тогда мотоспорт был на любительском уровне, — рассказывает инициатор гонок на мотоциклах, преподаватель по мотоспорту Андрей Зырин. — В крупных соревнованиях наши спортсмены не участвовали».
В 1979 году сформировалась секция мотоспорта при автошколе ДОСААФ, которая стала очень популярна среди мальчишек всего района. Занимались ребята по направлению, которое сегодня называется эндуро, а у истоков современного мотоспорта стояли Сергей Шефанов и Юрий Корнеев.
Наш собеседник Андрей Зырин пришёл в секцию в 1984 году. Вспоминает, что сразу хотелось сесть на мотоцикл и поехать, но первые месяцы обучения ушли на изучение техники, обучение управлению мотоциклом. «В основном выбирались в леса, овраги и ездили по пересечённой местности без построения препятствий. Специализированной трассы не было, — продолжает рассказ Андрей Зырин. — Когда начались соревнования, я чувствовал, что соперники из крупных школ техничнее наших спортсменов. У них была более подготовленная материальная база, сильный тренерский состав».
Мотогонщики Загорска принимали участие как в местных заездах, так и в областных соревнованиях. Силами преподавателей автошколы мотоспорт стал стремительно развиваться, а в секции занималось до трёхсот человек. Вскоре этапы чемпионата и первенства Московской области стали проходить в Сергиевом Посаде.
Из ДОСААФ в «Юность»
Переломные времена в развитии сергиевопосадского мотоспорта наступили чуть больше десяти лет назад. Автошкола со временем отказалась от секции мотокросса. Тогда под своё крыло мотогонщиков принял центр детского технического творчества «Юность».
Сегодня в «Юности» можно получить первоначальные навыки управления мотоциклом. Станет ли ребёнок в последующем мотогонщиком, зависит от его желания и возможностей родителей.
«Это технический спорт, он включает в себя не только тренировку, — продолжает Зырин. — Мотоцикл надо подготовить, изучить правила управления, знать, как он устроен. Поэтому с момента начала обучения до первых гонок проходит достаточно много времени».
Новичкам предоставляется техника — не индивидуальная, а та, на которой ребёнок постигает азы мотоспорта. Самым юным воспитанникам едва исполнилось четыре года. Малыши занимаются на специальном маленьком мотоцикле производства Yamaha, к которому подставляются дополнительные колёсики, как у велосипеда. Серьёзную технику доверяют ребятам постарше. Андрей Зырин говорит, что оптимальный возраст для начала занятий — 9-12 лет, когда ребёнок осознанно изучает дисциплину.
Не просто увлечение
Если для начинающих в мотоспорте необходима минимальная амуниция, то детям, готовым к серьёзным соревнованиям, придётся приобретать профессиональную экипировку и индивидуальную технику. Но самое затратное для родителей — это время, которое заберёт мотоувлечение.
«Если ребёнок будет стремиться к участию в гонках, если у него будет получаться, то родителям надо быть готовым уделять мотоспорту много внимания и времени», — говорит Андрей Зырин.
На данный момент профессионально занимаются мотоспортом около двадцати спортсменов. Это те юноши и девушки, которые регулярно выступают в чемпионатах и первенствах Московской области. Выезжают на старт и взрослые мотогонщики. Андрей Зырин до сих пор не может оставить своё увлечение мотокроссом и принимает участие в заездах. Наиболее успешной мотоспортсменкой Сергиева Посада на данный момент является Анастасия Дмитриева, которая готовится к участию в Кубке России.
Дарья Трофимова
Фото автора