Сергиев.ru

Мост, которого нет

Мост, которого нет

В паводок вода пошла «другим путём»

Жители деревни Охотино и близлежащих садоводческих товариществ в апреле остались без моста. Вернее, без сооружения, которое использовалось ими для переправы через реку Торгоша, — его размыло паводком. Будут ли её восстанавливать и, самое главное, за чей счёт?

Земля уползла

Говорят, что это сооружение было построено ещё лет сорок назад. Мост (пока будем называть его так) связывал деревню Охотино с посёлком Лоза, через который удобно добираться до Сергиева Посада. Строили его сами дачники, ещё в начале восьмидесятых. Как вспоминают старожилы, за собственный счёт. Последние несколько лет передвигаться по «мосту» стало опасно: его стало подмывать, а этой весной и вовсе рухнула часть пролёта.

«Я живу в деревне Охотино всю жизнь. Переехала сюда после замужества, почти полвека назад. Без моста очень плохо. Раньше, чтобы добраться до города, я ходила до Новосёлок, к разворотному кругу. Это где-то полтора километра. Сейчас моста нет, мне как-то нужно добираться до Зубцова, где ходит автобус № 22. Это почти четыре километра. Вот и получается, что едет сосед в город, прошу купить лекарство или хлебушка. Почему мы должны побираться?» — жалуется местная жительница Людмила Ивановна Успенская.

Помимо деревенских, здесь полным-полно приезжих дачников, в основном жителей столицы, их здесь подавляющее большинство. «Отдых», «Охотино», «Посадов луг», «Импульс» и «Отдых» — это далеко не полный список СНТ, которые располагаются на том берегу Торгоши, что со стороны Зубцова. «Мост рухнул не в одночасье. Я приезжала сюда в конце марта, ещё кое-как проехала, очень аккуратно. А через неделю — я бываю здесь по выходным — проехать уже не смогла, земля из-за паводка сползла», — рассказывает дачница Елена Андрианова.

По словам жителей, дорога до Сергиева Посада через Лозу (через пострадавший мост) на машине занимала около 25 минут против нынешних 40 минут через Зубцово.

Трубы, по-видимому, засорились

Мостовики-затейники

Как говорилось выше, эту переправу строили дачники. В те времена это было распространённым явлением: на одном комбинате выписали трубы, на каком-то заводе — бетонные плиты, где-то ещё подрядили рабочих. По округу таких самостроев не счесть. 

Учитывались ли при постройке какието строительные нормы? Сказать сложно. Местные жители утверждают, что существуют некие документы, подтверждающие законность возведения моста, но пока вживую их никто не видел. 

По-научному эта переправа называется «трубопереездом»: инженерное сооружение при устройстве дороги над водотоком, который проходит через трубы. Можно предположить, что подмывать её стало неспроста: трубы, по-видимому, чистились нерегулярно и постепенно забивались. Вода искала себе путь и нашла — в обход моста. Берег со стороны Зубцова обрушился, а с ним «ушла» и часть переправы. Передвигаться по остаткам моста сейчас очень опасно. Кто-то набросал куски шифера и доски, но бабушкам, что вполне понятно, здесь путь заказан. Чуть поодаль есть пешеходный мост, но он также нуждается в ремонте.

Жители и дачники требуют от местных властей восстановить автомобильную переправу. Но вот насколько это законно и главное — безопасно?

На прошлой неделе у переправы через Торгошу состоялся общий сход, на который были приглашены представители администрации округа. Те вынесли вердикт: мост опасен. «Мы сюда приезжали до паводка, было понятно, что мост размоет. Сооружение давно не чистилось, а потому является естественной преградой для воды. Фактически это дамба, изза которой могут происходить подтопления. Например, СНТ «Родник», который находится выше по течению, заливает регулярно», — пояснила заместитель главы администрации округа Оксана Ероханова.

Местных же волнует ещё один вопрос: не увеличится ли время прибытия скорой помощи, если таковая потребуется? Или пожарных, например? Заместитель главы администрации округа Дмитрий Карпов доложил: по этой переправе спецтехника не ездит уже давно: «С точки зрения безопасности мост не выдерживает никакой критики. В марте, во время обсуждения проблемы с силовыми структурами и экстренными службами, было принято решение, что спецтехника ездить по нему [по-прежнему] не будет. Все маршруты проходят через деревню Зубцово».

По словам начальника Сергиево-Посадского гарнизона пожарной охраны Виктора Авдонина, пожарные машины, действительно, не пользуются этой переправой. Причина проста: каждая из их машин весит более двадцати тонн. Выдержит ли такую нагрузку сорокалетний «трубопереезд», построенный неизвестными мостовиками-затейниками? Большой вопрос.

Станция скорой помощи доложила, что её экипажи также ездят через Зубцово. «С апреля выезжали в те места дважды по оказанию неотложной помощи. При нормативе в 120 минут мы добирались за полчаса, то есть вполне укладывались в сроки», — говорит Алексей Смирнов, начальник подстанции скорой помощи. Добавим, что грунтовую дорогу в прошлом году начали подсыпать щебнем. В этом году устройство дорожного полотна продолжится.

Что делать?

Похоже, что старый мост снесут. Появится ли на его месте новый? Вопрос в поиске финансирования. В конце концов, построили же пару лет назад новую автомобильную дорогу в СНТ «Северянин», где проживают много дачников-москвичей? «Есть два возможных пути. Путь первый: в рамках софинансирования города Москвы и Московской области выполнить проектирование и строительство нового моста. Второй путь — самостоятельное проектирование и поиск средств из местного бюджета. Проект постараемся выполнить в этом году, строительство — в следующем году. Для пешеходов обеспечим проход через мост, подходы к нему будут благоустроены. Работы по восстановлению начнутся через неделю. Но здесь объективно нужен настоящий новый мост — высокий, с разгоном. Быстро выполнить это не получится», — говорит начальник отдела дорожного хозяйства администрации округа Дмитрий Андрианов.

Пешеходный мост неподалёку

Евгения Николаева

Фото Светланы Володиной

Фото @ Сергиев.ru