12 апреля исполняется 60 лет первому полёту человека в космос. В 1961 году советский космонавт Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток-1» стартовал с космодрома Байконур и впервые в мире совершил орбитальный облёт вокруг нашей планеты. Не все верили в успешность проекта, считали, что миссия невыполнима. До последнего момента информация о дне старта и даже о том, что полёт уже состоялся была засекречена даже для тех людей, кто занимался стендовыми испытаниями легендарной «семёрки», изделия Р-7. Отработка ракеты проходила у нас в Пересвете, тогда ещё посёлке Новостройка.
Работа над Р-7 на стенде № 2 началась в 1956 году и проходила в очень высоком темпе. В процессе стендовых испытаний было выявлено и устранено большое количество недостатков в системах ракеты.
В 1960-1961 годах здесь проводились эксперименты с «качанием» баков окислителя блока «Е», проходила отработка конструкции, исключающей гидроудары в тоннельной трубе жидкого кислорода, продолжалась отработка системы опорожнения баков и синхронизации.
«Примерно за два месяца до полёта Юрия Гагарина Сергей Павлович Королёв присутствовал на объекте № 2 при испытании первой ступени ракеты Р-9. Это был 1961 год, я был начальником объекта. После испытания, которое прошло успешно, он, находясь в приподнятом настроении, в неофициальной обстановке (присутствовали 15 человек на ужине в гостинице № 1), сказал, что совсем скоро пошлём человека в полёт, и он будет спрашивать: «Юра, Юра, ты меня слышишь? Как дела?» Тогда я впервые узнал, что полетит Юрий Гагарин», — вспоминал бывший первый заместитель директора НИИХимМаш Владимир Петрович Иовлев.
Но, как теперь известно, всего предусмотреть всё же не удалось. И старт, и сам полёт проходили не совсем по плану, неоднократно возникали нештатные ситуации. К примеру, в самом начале не сработал датчик герметичности ракеты. Из-за этого за пару минут до старта конструкторы были вынуждены раскрутить, а затем прикрутить обратно 32 болта на крышке люка.
«Посадка в кабину произошла нормально... Проверка оборудования прошла хорошо. При проверке связи сначала меня не слышали, потом стали слышать хорошо... Доложил о проверке оборудования, о готовности к старту, о своём самочувствии. Затем произвели закрытие люка № 1. Слышал, как его закрывают, как стучат ключами. Потом начинают отворачивать. Смотрю: сняли люк. Я понял, что-нибудь не в порядке. Мне Сергей Павлович говорит: «Вы не волнуйтесь, один контакт не прижимается чего-то. Всё будет нормально». Переставили плиты, на которых концевые выключатели ставятся. Подправили, закрыли крышку люка. Всё нормально...» (Из доклада Юрия Гагарина, опубликованного в журнале «Наука и жизнь»).
При запуске корабля Юрий Гагарин был обязан сказать штатную фразу «Экипаж, взлетаю!» Космонавт же, решив нарушить протокол, произнёс ставшее известным на весь мир «Поехали!» Так обычно при взлёте на самолетах говорил его инструктор Марк Галлай, который искренне не понимал, зачем обращаться к экипажу, если он состоит всего из одного человека.
«Над морем получается не голубая, получается какая-то серая поверхность моря. Неровная такая, как вот на фотографиях пески. Мне кажется, что сориентироваться над морем будет вполне возможно. Произвёл приём воды и пищи. Воду и пищу принял нормально, принимать можно. Ну, а таких физиологических ощущений, затруднений никаких я не наблюдал. Чувство невесомости несколько непривычное по сравнению с земными условиями. Здесь возникает такое ощущение, будто висишь в горизонтальном положении на ремнях. Как будто находишься в подвешенном состоянии. Видно, подогнанная плотно подвесная система оказывает давление на грудную клетку, и поэтому создаётся такое впечатление, что висишь. Потом привыкаешь, приспосабливаешься к этому. Никаких плохих ощущений не было». (Из доклада Юрия Гагарина, опубликованного в журнале «Наука и жизнь»).
Корабль «Восток-1» управлялся в автоматическом режиме, поскольку никто не мог предсказать, как поведёт себя человек в таких экстремальных условиях. На крайний случай Юрию дали конверт с кодом для активации ручного управления. Получить код можно было, решив простую арифметическую задачу, что было бы сложно для человека в состоянии паники.
В то время не имели чёткого представления, как космический корабль при спуске проходит через плотные слои атмосферы. Увидев в иллюминаторе языки пламени, Гагарин решил, что корабль терпит катастрофу, и передал на Землю: «Я горю, прощайте, товарищи!» По понятным причинам, эти слова было решено предать забвению.
«Начинается замедление вращения корабля, причём по всем трём осям. Корабль стало колебать примерно на 90 градусов вправо и влево. Полного оборота не совершалось. По другой оси также колебательные движения с замедлением. В это время иллюминатор «Взора» был закрыт шторкой, но вот по краям этой шторки появляется такой ярко-багровый свет. Такой же багровый свет наблюдал и в маленькое отверстие в правом иллюминаторе. Слышно потрескивание. Я не знаю, или конструкция, или, может быть, расширяется тепловая оболочка при нагреве, или ещё что, но потрескивает нечасто. Так, в одну или, может быть, две-три минуты иногда треснет. В общем, чувствуется, температура высокая была». (Из доклада Юрия Гагарина, опубликованного в журнале «Наука и жизнь»).
Посадка космонавта на Землю в капсуле была тогда технически невозможна, поэтому Гагарин катапультировался и спускался на парашюте. В его герметичном скафандре не сразу сработал клапан для подачи воздуха, так что он некоторое время задыхался. Первый человек в космосе, проделав весь тяжёлый путь, чуть не погиб в самом его конце.
Более 65 000 испытаний ракетных двигателей и агрегатов космических аппаратов проведено в НИЦ РКП за 72 года работы.
«Но перед землёй меня, наверное, метров за тридцать плавно повернуло прямо лицом по сносу. Ну, думаю, сейчас ветерок метров пять-семь. Только успел я это подумать, смотрю, земля, ногами — тук. Причём, приземление очень мягкое было... Уже на земле шлем открыл, с закрытой шторкой приземлялся. Трудно было с открытием клапана дыхания в воздухе, получилась такая вещь, что этот клапан, когда одевали, попал под демаскирующую оболочку — и он под подвесной системой, под этой демаскирующей оболочкой, так всё притянуло, минут шесть я всё старался его достать. Но потом взял расстегнул демаскирующую оболочку, с помощью зеркала вытащил этот самый тросик и открыл его нормально.
Вышел на пригорок, смотрю, женщина идёт с девочкой сюда ко мне, может быть, метров восемьсот она была от меня. Я к ней иду, смотрю, она шаги замедляет, потом от неё девочка отделяется и назад пошла. Тут я начал махать, кричать: «Свой, свой я, советский, не бойтесь, не пугайтесь, идите сюда!» (Из доклада Юрия Гагарина, опубликованного в журнале «Наука и жизнь»).
Так закончился полёт Гагарина в космос. Год и день этого события — 12 апреля 1961-го — бесспорно, стали началом новой эпохи в истории развития человечества.
Испытательная станция ИС-102, где отрабатывались двигатели гагаринской ракеты Р-7
Подготовила Оксана Перевозникова