Толстые коричневые свитера из шерсти, изготовленные на Загорской трикотажной фабрике имени Розы Люксембург, пользовались особым спросом у моряков и подводников. За внешний вид их называли «мишками». Что ещё ткали и вязали в Загорске, и почему в годы войны фабрику не эвакуировали?
Трикотажка. У сергиевопосадцев поколения нулевых это слово ассоциируется с торговым центром, увешанным разноцветными вывесками. У нынешней молодёжи — с модными кафе, местом для творческих встреч и развлечений. Я же помню, как в здании из красного кирпича в центре города располагалась фабрика, и как в конце 1990-х производство уже было на грани закрытия. А вот люди постарше знают, что трикотажка, а именно Загорская трикотажная фабрика имени Розы Люксембург, была одним из ведущих предприятий города, а в её колготках, носочках и джемперах выросло не одно поколение загорчан, и не только.
Начало «светлого пути»
В июне 1930 года на Александровской улице (сейчас — Карла Маркса) в Филаретовском корпусе бывшего Александро-Мариинского дома призрения была открыта трикотажно-чулочная фабрика. Тогда это было двухэтажное здание. Поначалу предприятие выпускало чулки, платки, детские свитера. В цехах работали в основном девушки из окрестных сёл и деревень, а для их обучения было создано фабрично-заводское училище. Из комнат и спальных помещений бывшего дома призрения создавались цехи.
«В 1937 году напротив фабрики в Овражном переулке началось строительство детского сада — первой гражданской постройки в советском Загорске. Детский сад предназначался для детей молодых семей, работающих на трикотажной фабрике, получившей имя Розы Люксембург», — начинает рассказ известный сергиевопосадский краевед Алекс Рдултовский.
Уже к 1939 году трикотажка расстроилась по длине всей улицы, вмещала в свои стены более ста вязальных машин, а коллектив насчитывал 560 человек. Обезглавленный Христорождественский храм по другую сторону улицы был перестроен в общежитие, а на месте погоста устроен сквер. К 1940 году на фабрике было уже 182 машины, а изготовленных изделий — больше полутора миллионов.
Предприятие развивалось, менялся и город в целом. Из тихого провинциального места Загорск превращался в промышленный центр с крупными заводами и фабриками, предоставляющими жильё для тех, кто приезжал трудиться из сельской местности. Идеальная история для «золушек», которая, к слову, и легла в основу сюжета фильма «Светлый путь» с Любовью Орловой в главной роли. Фильм, большинство сцен которого снимали в Загорске, вышел на экраны в конце 1940-го, за полгода до начала Великой Отечественной войны.
Все работали на фронт
Осенью 1941-го по всему Западному фронту шли ожесточённые бои. Немецкие войска находились всего в нескольких десятках километров от столицы. В спешном порядке проходила эвакуация крупнейших оборонных предприятий, Москва и подмосковные города, ещё не захваченные врагом, готовились к обороне. Загорск — не исключение. Он был прифронтовым городом, всего в 35 километрах к западу шли оборонительные бои. Из города эвакуировались крупнейшие промышленные предприятия — ЗОМЗ, ЗЭМЗ, частично 6-й завод.
«В первую очередь эвакуировали предприятия оборонной промышленности, а Загорская трикотажная фабрика была в подчинении наркомата лёгкой промышленности, поэтому она продолжала работать, изготавливая продукцию для фронта», — рассказывает историк Рдултовский.
Для 1-й Ударной Армии трикотажка шила маскировочные халаты, подшлемники и тёплое бельё, для моряков и подводников — фуфайки. Было ясно: в любой момент загорчане должны быть готовы к уличным боям, а в случае взятия города — к партизанской войне. Только после успешного контрнаступления 1-й Ударной Армии наш город вздохнул с облегчением, необходимость эвакуации, в том числе трикотажной фабрики, отпала.
Свитера на весь Союз и не только
Одна из знакомых моей семьи вспоминала, что детские вещи, сшитые на Загорской трикотажной фабрике, можно было встретить на прилавках румынских магазинов. Говорила она об этом с особой гордостью. В сложные послевоенные годы фабрика не только смогла сохранить крупные заказы, но и переоборудовать производство, расширить ассортимент продукции.
}} Пик расцвета фабрики пришёлся на 1970-80 годы. Как вспоминают старожилы, в лучшее время на предприятии работали 2,5 тысячи человек. Фабрика строила дома для работников, была и общеобразовательная школа, подшефная трикотажке — это школа № 1 на улице 1-й Ударной Армии.
В это же время на предприятии было установлено импортное оборудование, итальянское и испанское. На место старых станков поставили огромные, мощные кругловязальные машины. В них вставляли готовые дискеты с нарисованными на компьютере программами, а вязальщицы только ставили бобины.
Там, где сейчас находится автомойка, был мотальный цех, в котором перематывали привезённую пряжу. На первом этаже располагались проходная, небольшое производство ширпотреба, ФЗУ, столовая. На втором этаже — вязальный и швейные цеха: окна одного выходили на улицу Карла Маркса, другого — в Пожарный переулок. Там, где сейчас ночной клуб, был современный швейный цех, а также раскройный комплекс. У фабрики были своя котельная, ремонтно-механический цех, автопарк. Но к 1990-м годам всё стало приходить в упадок.
Из окон выкидывали машины
«В 1975 году мы жили в Киргизии, я покупала там шерстяные костюмчики производства Загорской фабрики имени Розы Люксембург, они были очень красивые, синие с полосками из чистой шерсти, не хуже заграничных», — вспоминает Наталья Кузьмина. Она с семьёй переехала в Сергиев Посад в 1994 году, и по стечению обстоятельств глава семьи — Виктор Васильевич Кузьмин пришёл работать на трикотажную фабрику инженером с окладом в 500 рублей. Директором Загорской трикотажной фабрики был Николай Гаврилович Ушанов.
В то время предприятие работало скорее по инерции, но работникам предоставляли жильё, детей можно было устроить в школу и в садик в Овражном переулке. Младший сын Кузьминых как раз попал в единственную группу «трикотажного» детсада. «Нам предложили место в общежитии, что напротив фабрики, или комнату в старом доме № 16 на улице Крупской, — вспоминает Виктор Кузьмин. — Комната была без окон и без полов, фабрика помогла — предоставила доски на пол. Так и остались там жить и работать на трикотажке».
В то время на предприятии работали порядка 500 человек. Фабрика производила мужские свитера, женские кофты и костюмы, вязаные кардиганы, фуфайки для водолазов из толстой шерстяной пряжи, которые называли «мишками». Продукцию сдавали на реализацию.
«В начале 1995 года мне предложили должность главного механика, — говорит Виктор Кузьмин. — Абы как, но фабрика работала, в 1997 году даже были заказы из США, при этом продукцию на фурах нередко гнали в Санкт-Петербург, где продавали за бесценок». В конце 1990-х предприятие стало сокращать производство, зарплаты платили с задержкой, бывало, работники ждали денег по полгода. В результате люди стали уходить с предприятия. На фабрике оставались только те, кто всю жизнь там работал. Виктор Васильевич ушёл работать в цех на иностранное автоматизированное оборудование. Ближе к 2000-м старые модели плосковязальных машин остановили, их стали «пристраивать» коммерсантам или вовсе сдавать на металлолом.
}} «А спустя несколько лет в ход пошли и новые импортные машины, которые я обслуживал, — говорит Кузьмин. — Приехала команда, стали разбирать стену на втором этаже. Мы все удивились ещё, зачем они это делают. Потом неизвестные ребята всё сняли с машин, упаковали и вывезли. А крупное оборудование они краном вытащили через проём в стене и увезли. Говорят, куда-то на Кавказ».
К 2004 году фабрика перестала что-либо производить. Осталось несколько арендаторов, в том числе чулочно-носочный цех, где в тяжёлые времена зарплату выдавали колготками и носками. На этом история трикотажки, как предприятия, завершилась. Сейчас у этого знакового места новая страница истории, модная, творческая, молодёжная, туристическая.
Дарья Трофимова