Может ли кукольный театр сказать больше, чем простой, «человеческий», театр? Не обидно ли актёрам-кукольникам, что зритель почти не знает их в лицо? Какая она, кукольная магия?
О теории и практике кукольного театра нам рассказали Мария и Дмитрий Орловы, создатели студии «Волшебная шляпа» в Реммаше, которая из обычной художественной студии маленького посёлка на глазах превратилась в настоящий театр и получает приглашения от серьёзных сцен, музеев и театров. Площадки эти пока по большей части местные, но всероссийская как минимум известность — это, похоже, лишь вопрос времени.
Только здесь и сейчас
Мы считаем, что кукольный театр более образный, чем обычный, и кукла в нём — посланник другого мира. Они нравятся нам тем, что будоражат фантазию: это существо не ассоциируется ни с животным, ни с актёром, ни с кем-то ещё — это какой-то новый персонаж.
При всём уважении к кино и театру понимаешь, что там видишь перед собой живого человека, с биографией, с прошлым, с его человеческой сутью. Но когда смотришь мультфильм или кукольный спектакль, то понимаешь, что вот этот герой существует только здесь и сейчас. Он нарисован, придуман сценаристом, и он существует только тут, в своём мире.
Сергей Образцов в своей книге «Моя профессия» говорит, что одна из уникальных особенностей кукольного театра в том, что с их помощью режиссёр может показать гораздо больше, чем работая с людьми, и мы с этим согласны полностью.
Но не надо думать, что кукольный театр какойто особенный, что он лучше других. Он просто даёт особый способ выразительности. Это словно получить в палитру другую краску. Музыка, кино — это всё разные краски выражения действительности, а вот есть и такая краска.
Иногда 18+
Кукольный театр — не всегда детский. Много театров создают спектакли для взрослых, и, как правило, у каждого такого коллектива есть отдельный репертуар для младших, и отдельный для старших. Иногда даже с пометкой «18+». В Театре Образцова, например, есть «Божественная комедия» в куклах.
У них же есть спектакль «Ленинградка» про блокадный Ленинград, где присутствуют и вымышленные герои, но в то же время это спектакль о конкретных трагических событиях, и там зрителям совершенно не до смеха.
Не так давно «Золотую маску» получил спектакль «Попугай и веники» Пензенского областного театра «Кукольный дом». Это по пьесе Николая Коляды, практически чернуха, скажем так — привокзальная жизнь, безнадёга, старушки торгуют какими-то вениками. И всё это изображают куклы.
В каждом областном центре в том или ином виде есть кукольный театр. Сильные муниципальные театры работают в Рязани, в Ульяновске, в Вологде, Нижнем Новгороде, Пскове... Это те, за которыми мы следим в интернете или в жизни.
Проблемы у всех общие. Существовать без дотаций, не имея учредителя, кукольному театру сложно, если не сказать — невозможно. Но есть другие способы заработка: кто-то проводит мастер-классы, есть успешные примеры в провинции, когда театры ставят, образно говоря, коробку у входа, и каждый зритель платит сколько хочет — это может быть и пять рублей, может и пять тысяч.
От эскиза к сцене
Мы в студии любим образное искусство, и поэтому у нас всё сложилось хорошо — переход от изобразительного искусства к сценическому оказался плавным.
Когда у нас появился кукольный театр, дети из студии стали создателями, а потом и актёрами театра. Они придумывают и делают всё от начала до конца, от эскиза до результата, и сами же потом играют.
Каждый раз, обычно это бывает в сентябре, когда мы готовимся новому спектаклю, мы все вместе внимательно изучаем произведение. Готовя «Короля Лира», мы посмотрели советский детский фильм, этот шедевр, полностью, а после него — отрывками британский фильм Питера Брука, суровый, тоже посвоему уникальный.
В придумке образов ребята обыгрывают нас на сто очков — в том, как они придумывают эскиз, как видят персонажа. Мы, взрослые, только просчитываем форму ширмы, продумываем механику кукол, их масштаб.
Мы можем сделать тричетыре варианта, пока сами ученики не будут довольны. Бывают споры, а бывает так, что наши мнения совпадают моментально. Иногда, как в «Короле Лире», тот, кто создал куклу или персонажа, её же и играет.
Ты не видишь зрителя, но слышишь его
Трудно сказать, теряется ли магия театра у детей, которые увидели его закулисье. Наверное, да. Но у них есть другое — увлекательный процесс творчества, где они управляют процессом. Само создание спектакля приносит удовольствие.
Волшебство есть и за ширмой, есть внутренний трепет, когда ты не видишь зрителя, а только прислушиваемся к нему — какие они, как они гудят перед началом, как затихают, когда начинается спектакль.
Ребятаактёры пришли к нам достаточно большие — лет в 11-12 и старше. Им не так важны условные «лайки», зрительское одобрение. Хотя и это тоже есть, и некоторым ребятам приятно выйти изза кулис, показаться зрителям.
Скажем так: они в том возрасте, когда в Деда Мороза уже не верят, но им ещё интересно, что за наряд у Деда Мороза и кто этот наряд носит.
Дмитрий и Мария Орловы
Фото Анастасии Бухаровой и из архива студии
В середине октября в СергиевоПосадском музее-заповеднике открывается выставка эскизов к кукольным спектаклям студии «Волшебная шляпа».