Кабинет первоклашек школы № 25 в Лозе украшает маленькая стела «Мы любим Анастасию Сергеевну». Такие ставят на площадях городов для фотосессий. Её «возвели» дети в честь Анастасии Минченко — победительницы окружного этапа конкурса «Учитель года». Редакция газеты «Вперёд» не упустила возможности пообщаться с отличившимся педагогом и узнать его взгляды на современное образование.
Анастасия Минченко
• Родилась в посёлке Лоза в 1987 году • Потомственный педагог • «Учитель года» Сергиево-Посадского городского округа 2020 г. • Отстаивает необходимость внедрения мультимедийных технологий в образовательный процесс • Ходит в школу № 25 с семи лет (с 2012 года работает учителем начальных классов и английского языка) • Окончила факультет европейских языков МГГУ им. Шолохова • Получила второе высшее образование учителя начальных классов • Многодетная мама
— Поздравляем с победой! Расскажите, как отреагировала родная «двадцать пятая».
— Первыми, кто прибежал поздравлять, были девятиклассники, мой первый выпуск. Они выше меня ростом. Но так обрадовались, завизжали, что малыши-первоклассники испугались. Было очень трогательно.
— Когда дети приходят в гости на перемене — наверное, это такая же значимая победа, как в конкурсе.
— Девятиклассники всегда поздравляют с каждым праздником. Пятый класс — вообще взяли шефство над младшими детьми, приходят на перемену, их занимают, поиграть с ними могут. Нынешние первоклассники поимённо знают пятиклассников. Новогодние спектакли мы готовим совместно — пятый с первым. Старшие тоже участвуют. Взрослые роли играют они.
— Представим себе, что школа — это мир. А класс — государство. Какая форма правления в вашем государстве?
— Я абсолютно убеждена, что от авторитарного стиля современная школа уходит. Я в своём государстве придерживаюсь демократического стиля. Должна соблюдаться субординация и авторитет. Но дети должны чувствовать помощника, сотрудника и соратника.
— То есть Монтессори предпочтительнее Макаренко?
— С введением инноваций мы никуда не ушли от традиционных методов. Они всё равно имеют место быть, и должны быть. У меня замечательный научный руководитель в институте, которая говорила: на уроках русского дети должны писать, на уроке математики считать, на уроках литературы — читать. От этого мы никуда не уходим. Элементы игры должны быть, но учёба — это трудоёмкий процесс. Я бы выбрала обоих классиков, не стала бы приверженцем подхода одного из них.
— Вдруг в классе появился Батька Махно — анархист, который устанавливает свои порядки в вашем государстве. Что с ним делать?
— Его надо заинтересовать, влюбить в учителя и умело им руководить: нежёстко и неавторитарно направлять его в нужное русло.
— Обратную ситуацию представим. В демократии появился вице-президент Руцкой, который рвётся помогать и подменяет вас собой. Как избежать двоевластия?
— Лидер, как правило, один. Есть скрытые лидеры, которые помогают, на которых можно опереться. Они, как правило, негласно без особых просьб присоединяются к организации занятий. Но важно и их энергию контролировать, чтобы не усердствовали чрезмерно.
— Сравним ваших одноклассников и детей, которых вы учите. Насколько это разный мир?
— Мир действительно разный. Современный ребёнок живёт в неограниченном информационном потоке. Если для нас учитель был единственным транслятором знаний, то сегодня у ребёнка огромный выбор. Учитель — это помощник и организатор, но не единственный проводник.
— Демократический выбор порождает соблазн «проголосовать» за веселье, а не за познание. У обычной книжки есть шанс выиграть у гаджета?
— Нужно рассказывать, что у книг есть магия. Показывать самые красивые книги, иллюстрированные. Привлекать внимание ко всем плюсам: к запаху и шелесту, чтобы дети влюблялись в книгу. Показывать на своём примере, читать им красиво, выразительно и так, чтобы они взгляд не могли отвести. Таким образом можно привить любовь к чтению.
— Любовь к гаджету от этого не пропадёт. Их, в принципе, нужно запрещать или не стоит?
— Совсем запрещать — не надо. А ограничивать нужно обязательно. Мы с детьми беседуем, говорим, что постоянные игры не очень хорошо влияют на здоровье. Одну перемену пусть играют, но на следующей должна быть физическая разминка или другое занятие. Обычно дети на это реагируют.
— Но от гаджета больше плюсов или минусов?
— Смотря какой ребёнок. Гаджеты на всех детей влияют по-разному. Есть зависимые дети, до тряски рук. Но это зависит и от семейного воспитания, досуга, общения и, конечно, от школы. Если ребёнок видит, что есть что-то ещё интересное, он отложит гаджет и включится с тобой в другую деятельность.
— Ещё одна популярная тема — «буллинг», или травля. Вы способны распознать будущего «садиста» и «будущую жертву»?
— Обычно деток, склонных к буллингу, видно. Классные руководители, социальные педагоги сразу включаются и начинают работу с ребёнком-агрессором и его родителями. Ведём беседы, если ситуация серьёзная — работаем с психологом. Пока дети маленькие, мы стараемся объяснить на наглядном примере: а если твоего братика, сестричку или кота обидят… Любой хулиган кого-то любит. Обычно после такой беседы у него улыбка сходит с лица, и он начинает переживать. На раннем этапе мы выявляем и детей с низкой самооценкой, которых травят. Объясняем, что такое чувство собственного достоинства, уважения к себе. Приводим в пример старших товарищей, известных людей. Говорим: а ты бы хотел быть, как они?
— У современных детей авторитеты своеобразные: не Лев Яшин и не Павка Корчагин. Моргенштерн и Бузова, в лучшем случае. Кого приведёте в пример лично вы?
— Себя! Ученикам начальной школы точно. Когда они смотрят на тебя влюблённым взглядом, они знают, что ты самая красивая на свете. Самая замечательная. И знаешь всё. И такого не может быть, чтобы ты чего-то не знал. Наблюдаю за их играми: они все играют в школу, хотят друг друга учить и быть учителями.
КОММЕНТАРИЙ
Татьяна ПЕТРОСОВА, директор МБОУ СОШ №25:
— С Анастасией Сергеевной мы работаем третий год. Людей, которые любят профессию педагога, всегда видно, когда горят глаза, и дети тянутся к учителю. Учителям иногда свойственна усталость. Но она её никогда не показывает детям. Энергии хватает. Человек очень ответственный.
Даниил Кондаков, 5Б:
— Анастасия Сергеевна не только научила нас читать, писать и считать, но и добиваться успеха в каждом деле, не бояться проблем. Она любит своё дело, которому отдаёт себя сполна.
Яна Константинова, 9Б:
— Она добрая и способна обучать, каждый урок с Анастасией Сергеевной проходил очень интересно, с ней я легко усваивала учебный материал.
Вика Байковская, 5Б:
— Наша первая учительница. Анастасия Сергеевна. Замечательный человек, творческий, мудрый, добрый, внимательный, чуткий учитель.
Даша Варец, 5Б:
— Любит нас, как родная мама, объясняет нам, что такое хорошо, что такое плохо. И даже при наших поражениях мы всегда чувствовали себя лучшими! Мне было тяжело уходить в среднюю школу и прощаться с любимым учителем.
Миша Ермошкин, 5Б:
— Это хороший учитель, человек, который не только помогал нам освоить темы уроков, но и находила подход к каждому.
Беседовал Сергей Рунько
Фото Алёны Рунько