Резчик из Богородского Владимир АЛМАНОВ показывает две стамески, если так можно назвать эти металлические скребки, каждый с десятком острых зубьев. Первый, говорит он, — деталь из машинки для стрижки овец, второй сделан по заказу на аппарате плазменной резки. Вот основные предметы, которыми он творит своё волшебство, — ледяные скульптуры, похожие на хрусталь, выше человеческого роста. Нигде в мире не учат этому ремеслу, но богородские резчики благодаря своей школе стали одними из главных законодателей моды в мире застывшей красоты.
Это так красиво, что хочется повторить
И кажется, нет ничего проще: бери машинку для стрижки овец и аппарат для плазменной резки, и вперёд! Непонятно только, что проще найти в наших условиях— овцестрижку или плазму… Впрочем, есть выход.
Владимир успокаивает: каждый может попробовать себя в роли ледяного архитектора. Экзотические стамески вполне реально заменить бытовыми, а лёд добыть на ближайшем водоёме.
В эти предкрещенские дни мы застали его на фестивале «Снег и лёд в Москве». У входа в Парк Горького светятся более семидесяти скульптур из льда и снега. Работают не только российские команды, но и резчики из Финляндии, Италии, Белоруссии и Узбекистана
По выходным проходят концерты, играют уличные театры. Всё бесплатно, открыто до 28 февраля.
Фестивали ледяных скульптур в России стали популярными, особенно в Сибири и на Урале, где мороз посильнее и держится дольше. Обычная забава на глазах превращается в индустрию: есть свои чемпионы мира, есть свои поставщики качественного прозрачного льда. Например, оттуда же, с востока страны на фестиваль в Москву приехали двадцатитонные фуры с замёрзшей водой! Лёд, упакованный в брикеты, перевязанный лентой, как кирпич, это и есть кирпич — главный строительный материал будущих скульптур.
Первое — лёд
В домашних условиях найти лёд можно на водоёмах. Осторожно, и ещё раз осторожно: отколоть куски льда можно от берега замёрзшего водоёма или из проруби. Он не будет таким прозрачным и искристым, как тот, что поставляют на фестивали, но по физическим свойствам это всё тот же материал.
Самый чистый лёд получается в заполненных водой карьерах, где нет примесей
Некоторые любители выращивают лёд в проруби, раз за разом подтапливая новые замёрзшие сантиметры, чтобы вода снова закрыла их ровным слоем. Главное — сметать с намёрзшего молодого льда снег, главную причину мутности.
Получившиеся куски на берегу в идеале надо оставить на сутки, чтобы вода успела стечь, и они не примёрзли друг к другу при транспортировке.
Второе — форма
Перед работой глыбу льда надо отшлифовать. Для этого у Владимира есть самодельное приспособление, фанерная доска с вкрученными насквозь саморезами.
Теперь, когда ледяные блоки имеют ровные грани, он подрезает «кирпичи» бензопилой, чтобы те в сборе придавали приблизительную форму будущей скульптуре. Ставит их друг на друга, а вместо цемента использует обычную воду, закачанную в большой шприц, — при минус тринадцати схватывается быстро.
Форма застыла, и можно повесить на её ровной стене выкройку. По ней на следующем шаге удобно прочертить основные детали будущей работы. Владимир использует бумажные листы формата A3, склеенные встык скотчем. Поищите компьютерные программы, которые разбивают исходные рисунка на фрагменты, чтобы потом распечатать и собрать из них мозаику в полный рост.
Третье — инструменты и одежда
Кроме зубчатых стамесок в арсенале Владимира есть инструменты с загнутым скребком, с полукруглым и прямым. И конечно, бензопила. Сойдёт самая обычная, бытовая, желательно с более узким ножом для филигранности.
При обработке льда лучше надеть очки — это неудобно, зато не повредишь глаза острой крошкой, которая летит во все стороны.
Из амуниции на Владимире в этот день комбинезон из магазина для рыбаков, тёплые сапоги — достаточно высокие, чтобы защитить колени, на которые приходится припадать, и само собой, перчатки.
Четвёртое — техника и подача
Стамески он использует для создания фактуры. Особенно эффектно выглядит сочетание гладкой хрустальной поверхности и процарапанных в нескольких направлениях матовых плоскостей. Когда работа готова, не торопитесь звать зрителей. Пройдут сутки, и поверхности выровняются, и скульптура получит законченный вид.
Лучшее время для показа, если есть возможность подсветить ледяную фигуру, — тёмный вечер. Наименее выигрышно они выглядят в сумерках, когда естественного освещения уже нет, а фонари ещё не зажглись
В Подмосковье, говорит Владимир, скульптурный сезон закончится в феврале, когда пойдут дожди — главные враги льда. Нынешняя зима, ровная и умеренно морозная, идеальная погода для ледового творчества.
Есть что-то волшебное в самой идее ледяной фигуры. Она живёт несколько недель и исчезает до следующей зимы. Это время даётся, чтобы запомнить её красоту и хрупкость, рождённые бензопилой и машинкой для стрижки овец.
Владимир КРЮЧЕВ
Фото автора