В христианстве наивысшим проявлением нравственной чистоты, непричастности злу и непорочности духа, души и тела является святость. Церковными писателями она нередко сравнивается с горением огня, источник которого находится в Боге.
Священное Писание повествует, что первыми, кто обильно принял в себя эту Божественную благодать, стали апостолы. В день Пятидесятницы она видимо сошла на учеников Спасителя в виде огненных языков. С тех пор, по слову пророка Иоиля, Благодать Святого Духа в большей или меньшей степени почила на каждом христианине: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть» (Иоиль 2:28).
Носителей этого благодатного огня Господь сравнил со свечами, несущими свет: «Вы — свет мира. зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Мф. 5:14–15). Так, многочисленные святые, стяжавшие в себе обильные дары Духа, стали наставлять людей в вере, помогая им воспламениться любовью к Богу.
Внимая словам Спасителя, все верующие с благоговением почитают эти горящие «живые свечи» — всех святых, указующих им путь к Истине:
«Приидите вернии, днесь лик совокупивше, благочестно торжествуим, и всех святых преславную и честную память славно почтим, глаголюще: радуйтеся, апостоли славнии, пророцы, и мученицы, и священноначальницы. Радуйтеся, преподобных соборе и праведных. Радуйтеся, честных жен личе, и Христа о мире молите, победы на сопротивныя даровати, и душам нашим велию милость».
10 и 11 июня в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре прошли воскресные богослужения, на которых молитвенно почтили всех святых. Всенощное бдение в Успенском соборе возглавил архимандрит Макарий (Веретенников). Божественную литургию возглавил архимандрит Глеб (Кожевников).
Справка
Вечером пели: справа — хор под управлением иеромонаха Нестора (Волкова), слева — 2-й академический хор под управлением Виталия Чувилова.
Утром пел хор под управлением Александра Москалюка.