Читатели иногда спрашивают: откуда появляются странные на первый взгляд названия новых улиц в Сергиевом Посаде и окрестностях: Пахиревская, Кулижки, Спорыховская, Кадеевка, Межуевка, Вилюшинский переулок? Идеи новых имён обсуждает окружная топонимическая комиссия, и её участники объясняют: эти названия не только отражают прошлое, но и помогают найти собственный уникальный колорит.
Имя — путешествие во времени
Пахирево, Спорыхово, Вилюшки — это названия исчезнувших деревень, Кулижки — местность, луговина для покоса, Кадеевка и Межуевка — забытые названия существующих речек, которые на современных картах безымянны.
Когда-то эти и многие другие названия были в ходу: фигурировали в купчих, дарственных, завещаниях, оттуда попадали на межевые карты. Многие сгинули до появления карт и остались только в письменных источниках. Большой урон нашей местности нанесло Смутное время: больше половины деревень не возродились, концентрация населения происходила в уцелевших.
Ещё пару веков документы сохраняли эти топонимы, но уже как названия пустошей и урочищ. Теперь даже докопаться до названий бывает проблематично, а их положение на местности можно определить очень приблизительно.
Так зачем они появляются на современных картах уже в виде названий улиц, переулков, кварталов, других территорий адресации?
Наиболее авторитетный специалист в вопросах топонимики доктор филологических наук, профессор М. В. Горбаневский считал топонимы путешествием в необыкновенный мир истории края, русской культуры и географии: «К сожалению, за многие десятилетия XX века мы стали хуже знать свою собственную историю, перестали дорожить своей родной речью, стали менее заботливо охранять свои памятники и поддерживать многовековые традиции отечественной культуры. Исторические же названия являются таким же народным достоянием, как и памятники архитектуры, искусства, литературы, фольклора. Используя образную метафору, топонимы можно назвать зеркалом истории или даже своеобразными окнами в далёкое и недавнее прошлое».
Сейчас названия присваиваются только в новых кварталах, чтобы сохранялась целостность топонимической системы
Это окраины Сергиева Посада, Хотькова, крупных сёл и малых деревень, где выделяются участки под жилую застройку. Регулярно обитатели больших дачных массивов просят присвоить названия внутренним проездам, когда становится неудобна хаотичная нумерация с трёхзначными числами.
Если дачники против
Комиссия перебирает названия: подходят далеко не все. Отсеиваются неблагозвучные — те, из которых не получается удобного прилагательного, труднопроизносимые.
На самом севере нынешнего городского округа до XVIII века существовало село Зарой. Интересное, оригинальное название непонятного происхождения. Как от него образовать название улицы? Заройская, Заройная? Все будут думать, что там что-то зарыли… Владельцам участков оно не понравилось.
Хотя именно такие провокационные названия и разжигают интерес к выяснению их происхождения и, как следствие, к истории конкретной местности. Но не надо забывать, что владельцам жить с этим названием долгие годы, и негативные впечатления от названия не должны омрачать прелести дачного отдыха.
Другой пример. На месте посёлка 62 км (относится к Хотькову) в XVI веке существовала деревня Кузнечиково. Название вполне благозвучное, оптимистичное, но использовать его для названия улицы в ближайшем дачном массиве невозможно — слишком сложно произнести и написать. Такое тоже учитывается, и даже удачные находки приходится отсеивать.
У одной из читательниц в соцсети вызвали неприязненное недоумение названия новых улиц в Трёхселищах: Кадеевка, Межуевка. Будто кто-то специально выдумывает курьёзные нескладные названия. А ведь это названия речек, между которыми расположено Трёхселище, теперь забытые
А Трофимовская улица названа по Трофимовскому ручью и оврагу, который ограничивает деревню с севера. А Пахиревской улице дало название сельцо, а потом пустошь, располагавшееся когда-то на другом берегу Кадеевки совсем рядом с новой застройкой.
Бывает, историческое название очень удачно сочетается по смыслу с назначением будущей застройки. На окраине Хотькова выделили несколько участков для многодетных семей. Выяснилось, что по соседству с участками была пустошь Машуткино. Теперь там появился квартал Машуткино. Надеемся, что это название наряду со знанием с истории места добавит позитивного настроения будущим жильцам.
Сначала удивляет, потом увлекает
Около Хотькова, в дачной территории Машино-Дубки одна из улиц получила название Жеребцовская — по деревне Жеребцы, существовавшей неподалёку до XVI века. Комиссия усомнилась в его благозвучии. Но историки пояснили: деревня была великокняжеской, и её жители специализировались на поставке жеребцов для княжеской дружины, что было очень престижным и выгодным. И название приняли, так как воспринималось оно уже совсем по-другому, стала понятна связь времён.
Исторические топонимы интересны ещё тем, что с их помощью создаётся образ города. Уникальные названия улиц, которые больше нигде не встречаются, как визитная карточка, по которой его можно узнать среди сотен остальных
Вспомним улицы Арбат, Лефортовский Вал, Камергерский, Даев переулки, Таганская площадь — всем понятно, что речь идёт о Москве.
Или Лиговский проспект, набережная Фонтанки, Шкиперский проток, Гельсингфорсская улица и Нейшлотский переулок — и перед нами Санкт-Петербург. Улицы Фёдоровский Ручей, Десятинная, Людогоща, Бояна, Рогатица, Щитная — это Великий Новгород.
Улицы Красный Порядок, Железнодорожный Порядок, Рабочий Порядок, Национальный Порядок, Кирпичный Порядок — безошибочно, Арзамас. Похвалинский, Зеленский съезды, улицы Звездинка, Канавинская, Бетанкура, Почаинский Овраг — только в Нижнем Новгороде.
У нас тоже есть образцы оригинальных топонимов. В Сергиевом Посаде это Вифанская, Гефсиманская, Птицеград, Бероунская. В Хотькове — улицы Горжовицкая, Майолик
Поэтому хочется, чтобы таких редких, узнаваемых и колоритных названий было как можно больше. Порой нелепые на слух, которые сначала удивляют, а потом вызывают интерес к познанию их происхождения. И путь тут один — доставать их из глубин веков, адаптировать к современной топонимии региона и максимально популяризировать.
Альберт ЛАПТЕВ, член топонимической комиссии, инженер-картограф
СПРАВКА
Приоритет местным топонимам
Одной из первых в стране появилась топонимическая комиссия Москвы. Это было в конце 1990-х, и позже опыт распространился и на другие города, которые по примеру столицы начали восстанавливать забытые топонимы. В нашем районе топонимическая комиссия создана в 2001-2002 годах. С самого начала работы комиссия придерживается основного принципа: отдавать приоритет самобытным историческим топонимам конкретной местности. У нас, в отличие от многих других городов и районов, сложились для этого благоприятные условия: сильные историческая наука и краеведение, представители которых всегда входили в состав комиссии или были её консультантами.