4 октября – в последний день попразднства Воздви́жения Честно́го и Животворящего Креста Господня – в Лавре преподобного Сергия прошли воскресные богослужения, которые совершили ее насельники в священном сане. Верующие могли поклониться Живоно́сному Древу в течение минувшей седмицы, за богослужениями которой звучали молитвословия, прославляющие Спасительные страдания Господа Иисуса Христа и орудие спасения человеческого рода. Праздничный цикл этого двунадесятого праздника завершился торжественным занесением Креста в конце Литургии в алтарь под пение Воздвиженских тропаря и кондака.
За Божественной литургией в этот день прозвучал отрывок из Послания апостола Павла к Коринфянам: «Какая совместность храма Божия с идолами? – вопрошает благовестник. – Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель. Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2 Кор. 6:16–7:1).
Эти слова были адресованы вчерашним язычникам. Новообращенные коринфские христиане часто не могли немедленно отказаться от привычных суеверий, участвуя, к примеру, в языческих празднествах. Поэтому апостол Павел настойчиво увещевает своих чад оставить прежний образ жизни.
Однако ценность слов Священного Писания отнюдь не исчерпывается конкретной исторической ситуацией или эпохой, напротив – они актуальны всегда и приложимы к современной действительности.
Подобно тому как невозможно объединить христианскую веру и языческое суеверие, так и нельзя представить человека, носящего имя Христово и пытающегося совместить греховный образ жизни с христианским любомудрием. Например, когда люди исповедуют свою веру перед близкими, друзьями, коллегами и при этом совершают поступки, которые противоречат высокому званию христианина. Священное Писание предостерегает слушающих от подобного образа мысли и действий: «Не прикасайтесь к нечистому» – не творите ничего греховного, но очистите себя «от всякой скверны плоти и духа», чтобы послужить миру примером нравственной чистоты и свободы от греха. Тогда «Я прииму вас», – говорит Господь. «И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями».
Размышляя над словами первоверховного апостола, святитель Феофан Затворник говорит, что верующие, освободившись от страстей и очистившись при содействии благодати Святого Духа, становятся храмом для Бога, «Который и вселяется в них и, вселяясь, водит их путями жизни» [1].