Сергиев.ru
Культура

Краски Дагестана в Абрамцеве

Краски Дагестана в Абрамцеве

Музей «Абрамцево» начинает цикл выставок, в которых представит многообразие культур народов России. Открыли цикл дагестанские мастера: работы живописцев и ювелиров плотно развешаны в Поленовской даче, в день открытия провели мастер-классы керамисты и резчики, и даже звучал тар, 11-струнный инструмент, который, к слову, можно слышать — правда, в электронной обработке — в фильме «Сталкер».

Картинами для выставки поделился музей-заповедник этнографического комплекса «Дагестанский аул». Его директор Зумруд Сулейманова рассказала, что искусство стало одним из способов диалога в республике, где живут представители десятков разных народов. То, что мы видим в эти дни в «Абрамцеве», по её словам, сделано одними из самых известных живописцев и графиков республики, от классиков до представителей нового поколения.

Полотна выполнены во вполне академической манере. Сами гости объясняют определённую сдержанность влиянием петербургской школы: многие художники Дагестана учились в этом городе, а художественное училище в Махачкале всегда оставалось на связи с учебными заведениями Северной столицы.

Мастер-резчик в третьем поколении Магомедали Магомедалиев в шутку называет себя культурным послом Дагестана. Он много времени проводит на творческих фестивалях и выставках, уезжая за тысячи километров от дома: только что демонстрировал своё искусство в Крыму, через три дня будет на выставке в Сербии, а потом вернётся на выставку в Москве, и так далее — набирается до 25 поездок в год.

Когда Магомедали не в дороге, он работает у себя дома в аварском ауле Унцукуль. Аул большой — 5000 хозяйств на высоте 800 метров над уровнем моря в 150 километрах от Махачкалы.

«Вот наш родовой орнамент. Он называется «Вспаханное поле», — показывает он мелко испещрённую чёрную деревянную поверхность с золотым узором. — Этот орнамент придумал наш дед Гасан. Он работал на земле». Собственные орнаменты есть у многих родов в этой республике, и названия могут быть самыми разными: «Мышиный хвост», «Корыто», «Бровь», «Огурчики»...

Тонкую мельхиоровую нитку он забивает в тонкий надрез на дереве. Несколько ударов молотком, и фирменная унцкульская насечка почти готова. Говорит, что со своим высшим образованием мог бы работать на государственной службе, но жизнь художника ему ближе.

В ближайшие дни, что он в Посаде, Магомедали очень хочет побывать в нашем музее-заповеднике и увидеть коллекцию матрёшек. Ему эта тема, похоже, близка, ведь среди образцов унцукульской насечки на столе Магомедали есть две фигурки явно матрёшечной формы — в традиционной русской и кавказской одеждах.

Фото @ Сергиев.ru