В территориальный отдел поступают вопросы потребителей о правомерности действий продавца, когда при обращении в магазин с требованием обменять некачественный телефон на аналогичный или более дорогой с доплатой, продавец предлагает отвезти телефон в сервисный центр на тестирование, а затем отдать его в гарантийный ремонт.
Согласно статье 18 Закона РФ "О защите прав потребителей", потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков в течение гарантийного срока, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
потребовать замены на товар этой же марки (этой же модели и (или) артикула);
потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчётом покупной цены;
потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы; по требованию продавца и за его счёт потребитель должен возвратить товар с недостатками.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причинённых ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные законом.
Продавец обязан принять у потребителя товар ненадлежащего качества и в течение 7 дней произвести его замену, а в случае необходимости проведения проверки качества товара выполнить требование потребителя в течение 20 дней. Согласно ст. 21 Закона "О защите прав потребителей", если для замены товара потребуется более семи дней, то продавец в трёхдневный срок обязан предоставить во временное пользование товар, обладающий такими же основными потребительскими свойствами, что и товар потребителя. В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счёт. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с её результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке. Если в результате экспертизы товара установлено, что недостатки товара в процессе его эксплуатации, потребитель обязан возместить продавцу, изготовителю и т. д. расходы на проведение экспертизы.
Продавец не вправе советовать, настойчиво предлагать и уж тем более сам решать, какое из предъявленных потребителем требований он готов выполнить. Право выбора здесь принадлежит покупателю!
В отношении технически сложного товара в качестве недостатка товара по пункту 1 статьи 18 Закона "О защите прав потребителей" следует понимать:
различные недостатки товара, на устранение которых в совокупности затрачивается время, приводящее к невозможности использования товара (работы, услуги) более чем тридцать дней в течение каждого года гарантийного срока;
недостаток товара (работы, услуги), который не может быть устранён без несоразмерных расходов;
недостаток, расходы на устранение которого приближены к стоимости или превышают стоимость самого товара (работы, услуги) либо выгоду, которая могла бы быть получена потребителем от его использования.
В отношении технически сложного товара несоразмерность расходов на устранение недостатков товара определяется судом исходя из особенностей товара, цены товара либо иных его свойств.
В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нём недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчётом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
обнаружение существенного недостатка товара;
нарушение установленных законом сроков устранения недостатков товара;
невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Надо помнить, что все свои требования необходимо предъявлять в письменном виде, в форме претензии, написанной в двух экземплярах, на одном из которых делается отметка о его принятии.
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Мос-ковской области в г. Ивантеевке, Пушкинском, Сергиево-Посадском районах в случае вашего обращения в суд поможет вам составить исковое заявление.
Также в случае официального запроса суда Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора готов дать заключения по существу вопроса. Участие ТО в судебном процессе регламентировано ст. 47 ГПК РФ и п. 3 ст. 40 Закона РФ "О защите прав потребителей".
Т. К. ПРОНИНА, начальник территориального отдела Роспотребнадзора