Баян, который звучит как кларнет? Возможно и не такое. Уникальный ансамбль «Русский тембр» известен во всём мире своими инструментами. Их вручную создавал конструктор Николай Косоруков, и каждый его баян имеет двойника по части тембра: один звучит как гобой, другой как туба, третий как валторна. Отсюда и название — тембровый баян. Их пытались скопировать в наши дни, в России и за рубежом, но безрезультатно. Мастер, уйдя из жизни в 1984 году, унёс секрет, оставив ограниченную партию инструментов.
Именно на них играл для сергиевопосадцев в воскресенье ансамбль «Русский тембр» в сопровождении солисток Юлии Журавлёвой и Елизаветы Антоновой. Концерт прошёл на большой сцене парка «Скитские пруды».
После выступления о коллективе с почти 40-летней историей и тембровых баянах нам рассказали музыканты, заслуженные артисты России — исполнительный директор Вячеслав Стома (баян-кларнет) и его коллега Павел Зайцев (баян-гобой).
— Получается, в вашем арсенале те самые инструменты Николая Косорукова?
— Баяны, на которых мы играем, — это и есть последние экземпляры, которые он сделал. Часть их из музея музыкальной культуры имени Глинки — мы получили их в середине восьмидесятых.
— Кому-то в мире удалось сконструировать подобное?
— Нет, таких баянов больше нет нигде. Никто не смог повторить то, что сделал Николай Косоруков. Оставил ли он учеников? В девяностых, к сожалению, это никому не было нужно.
— Не дай бог что-то случится с ними, и что же, конец?
— Есть мастера, есть фабрики, которые пытались продолжить его дело, но всё равно они не могут повторить это в полной мере. Он всё делал вручную, по наитию, как работали старые мастера: вот они что-то придумывают, у них в итоге получается, но они никогда не смогут объяснить, как они это сделали. И второй раз точно такой же инструмент у них не получится. Сегодня же мы привыкли, что всё производит машина.
— Эти баяны стоят если не как скрипки Страдивари, то что-то в этом духе.
— В 1991 году мы были на конкурсе в итальянском Кастельфидардо (победив в конкурсе со 100 баллами из 100 возможных — прим. ред). В этом городе десятки фабрик музыкальных инструментов: «Пиджини», «Бугари», это всё знаменитые, профессиональные, очень дорогие марки аккордеонов. И там, на этих фабриках, люди не могли представить, как сделаны наши инструменты. Они очень хотели, чтобы мы открыли их, показали устройство, но мы сказали, что сделаем это только в тёмной комнате! Да, это достояние нашей страны, этим можно гордиться.
— В чём особенность конструкции тембровых баянов?
— Они построены по принципу органа. С левой стороны, если приглядеться, у них выступ — это похоже на трубки органа, они настраиваются отдельно, а потом настраиваются голоса. Идея мастера в том, чтобы подражать звучанию деревянных, да и не только, духовых инструментов.
— Насколько близко они звучат в итоге?
— Конечно, это не звук гобоя и кларнета в чистом виде, но близкое подражание. Есть и валторна, и туба. Играем ли мы параллельно на самих валторнах и тубах? Да нет.
— Сложно освоить такие баяны?
— Все мы заканчивали Гнесинский институт, все классические баянисты, и все когда-то играли на обыкновенном классическом баяне. В принципе любой музыкант с такой подготовкой спокойно сыграет на тембровом баяне. Но играть-то он сможет, а ведь надо ещё и чувствовать инструмент, его клавиатуру, и даже нажим пальцев у нас немного другой. И играть мы можем всё, от Баха до джаза.
— Представляю, какая проблема — сделать аранжировку.
— Для нас никто не пишет, всё делает наш художественный руководитель Вячеслав Кузьминский. Ему, наверное, было трудно поначалу, но потом всё же рука набивается, приходит понимание секретов. Ему это нравится.
— С определённого момента ансамбль стал частью областной филармонии. Что изменилось?
— Филармония даёт постоянные концерты, это непрерывная концертная жизнь. Ты уже не сам крутишься, а есть администраторы, и концерты — их забота. Постоянно происходит смена репертуара, мы должны каждый год его обновлять, чтобы не повторять программу в одних и тех же городах, куда часто приезжаем. А потом, конечно, это и стабильность.
— Но вы и так бы не пропали! Вы играете и в стране, и перед иностранной аудиторией, перед послами и президентами. Какую черту русского характера баян передаёт лучше всего?
— Прежде всего задушевность, причём минорную задушевность. Русские песни и их обработки обычно в миноре, в других же странах музыка обычно мажорная, часто танцевальная. Наша культура более песенная. И ещё: на концертах мы дарим радость, и люди видят, что Россия — это не только страшные ракеты, а обычные люди, которые умеют спокойно улыбаться и открывать душу.