Театральный фестиваль « У Троицы » в разгаре, впереди ещё три дня, и программа каждого включает несколько спектаклей на площадках по всему городу — в « Театральном ковчеге », « Дубраве » и ДК им. Ю. Гагарина.
Столько новых постановок сергиевопосадский зритель увидит ещё не скоро. Вне фестивального сезона «Ковчег» представляет около трёх премьер в год, а сейчас столько же (в среднем, конечно) показывают в сутки. Пусть это и не премьеры, но для зрителя — абсолютно новые, интригующие, представляющие разные школы и подходы.
В шестой раз в Сергиев Посад приезжают театры со всей России и других стран. Среди них и всемирно известные, как Вахтанговский, и пытающиеся всеми силами выжить в регионах — например, вологодский Камерный драматический. Этот независимый проект трёх актёров из государственного театра существовал как кочевой, перебирался с площадки на площадку, репетировал на квартирах, играл в закрытых на ремонт вологодских особняках, но не терял зрителя.
Основная тема «У Троицы» — история России, но вне конкурса идут спектакли, не ограниченные рамками. Так совпало, что в названиях постановок этого года четыре раза встречается слово «любовь» и дважды — «Гамлет».
«А вы знаете, что такое любовь?», намеченный на пятницу, обещает стать одним из самых ярких событий фестиваля. Это совместная работа санктпетербургского коллектива «Балтийский дом» и театра КЕФ из Швеции, который также основал выходец из Петербурга режиссёр Элиас Файнгерш. Элиаса зовут «человекоморкестром», «золотым тромбоном Европы», он сыграет в спектакле одну из главных ролей.
«Ловушка Гамлета» — спектакль Театра королевы Марии из румынского города Орадя —пройдёт сегодня вечером без перевода. Его покажут с бегущей строкой, и это второй подобный эксперимент в театральной истории Сергиева Посада: в прошлом году по такой схеме показали эстонский моноспектакль.
Мы побывали на нескольких спектаклях, прошедших в первые дни фестиваля «У Троицы».
Фото Евгении Пенчуковой
«Антарктида»
Государственный драматический
театр « На Литейном»,
Санкт- Петербург, режиссёр П. Чижов
Спектакль «Антарктида» питерского Государственного драматического театра «На Литейном» был поставлен на подмостках «Дубравы». В его основе документальные факты: события разворачиваются в середине 90х на антарктической станции «Молодёжная», которую по финансовым соображениям планируют закрыть.
Из действующих лиц всего три зимующих полярника и якутская лайка по кличке Мишка. Кроме редких вылазок на льдину, делать на станции особо нечего, поэтому мужики коротают вечно тёмные дни и ночи за столом с водкой, за разговорами, снимая нехитрую жизнь на камеру.
Из этих кадров, которые транслируют на большом экране, и состоит спектакль. Обычно мы не можем рассмотреть эмоции на лицах актёров на сцене, а тут доступен крупный план, как в кино.
И снова крупный план на весь экран — промороженные, обледенелые лица еле шевелят губами. Выжить нереально, но воля выше жизни. Для каждого из них Антарктида стала переосмыслением жизни, а для зрителей возможностью увидеть и переосмыслить непростой период истории нашей страны.
Фото Анастасии Бухаровой
«Сны Гамлета»
Владимирский академический областной
драматический театр,
режиссёр Линас Мариюс Зайкаускас
«Сны Гамлета» держатся на одном актёре Александре Аладышеве и — как это ни странно — на скайпе. Герой выходит на связь с актёрами шекспировской трагедии, то балансируя на грани спиритического сеанса, то возвращая зрителей в до боли знакомую повседневность, в которой он оказывается объектом прессконференции. Его стол заставлен и черепами, и микрофонами ведущих телекомпаний мира, а развязка — немного варварская по форме — удивит даже тех, кто считает, что Шекспир сказал всё. Необычная форма спектакля должна не только эпатировать, но и стать проводником для нечитающего поколения, считают создатели.
Фото Анастасии Бухаровой
«Бунин. Рассказы эмигранта»
Липецкий государственный академический
театр драмы им. Л. Н. Толстого,
режиссёр Я. Рахманин
Липецкий театр в пятый раз приехал на фестиваль «У Троицы». На этот раз с Буниным.
Конечно, не со всей библиографией автора, лишь с её малой толикой из трёх рассказов цикла «Тёмные аллеи», но они сплели пластикой и вставками на экранах две главные тоски автора.
Разные по настроению и содержанию, домысленные и достроенные режиссёром, истории параллелят отношения героев бунинских рассказов с куда более глобальной связью — человека и страны. Одержимый Антигоной, летящий в желанную Америку студент. Меланхоличные воспоминания о почти забытой Русе посещают голову в квартирке на полуострове КониАйлэнд. А в завершение закольцованная история дамы из Ниццы, от счастливой до нищей, от одной давней последней ночи с женихом до, возможно, последнего монолога в жизни.
Это переплетение вышло, как и автор источника, противоречивым: эротизм под Massive Attack в той же постановке, где и гусли с игрой зеркал — сложные сочетания, но и человеческие чувства штука сложная.
Фото Иннокентия Майорова
Подготовили Владимир Крючев, Иннокентий Майоров, Оксана Перевозникова