Сергиев.ru

Какая польза нам от ЗОМЗа?

Какая польза нам от ЗОМЗа?

Лет 30 назад человека, задавшего этот вопрос загорчанину, посчитали бы умалишённым. На одном из двух крупнейших заводов райцентра трудилось 12 тысяч человек — около 20 % рабочего и инженерно ­- технического люда всего загорска. Благодаря оптико- ­ механическому производству в городе возводились целые микрорайоны, строились больницы, дворец культуры, стадион … Но времена изменились. Легендарный завод утратил былые « градообразующие » позиции. Чем он может похвастаться теперь? Делегация во главе с заместителем главы районной администрации Сергеем Тостановским попыталась это выяснить.

Презентация, да не та

Представители холдинга «Швабе» (ныне «материнского» предприятия по отношению к ЗОМЗу) ответили на наш вопрос хитро, с подвохом, рассказав гостям в общих чертах обо всей продукции, выпускаемой в десятках городов России. Красочные слайды со светофорами, автоматизированными системами управления дорожным движением, системами водо­очистки — это всё, конечно, здорово, но в каталогах ЗОМЗа их нет. Есть много другой полезной продукции. Медицинские приборы, бинокли, лабораторные анализаторы, системы видеонаблюдения — всё, что по замыслу руководства страны должно помочь оборонке «вписаться» в поворот истории, выпуская 50 % «гражданского» ассортимента.

Применимо конкретно у нас

Разнообразие «мирной» линзы на удивление широкое. Фотометры, применимые в сельском хозяйстве для анализов воды, кормов, приборы для контроля качества измерений — «дешёвый и сердитый» вариант для лабораторий. В аналитических центрах «Роскачества», к примеру, применяются. Щелевые лампы — лучшие помощники глазных врачей. Офтальмоскоп для распознавания глазных болезней на дому. Полностью оборудованное рабочее место окулиста. Бинокли, лупы, наборы диагностических линз. Частные охранные предприятия и муниципальные власти заинтересуют камеры видеонаблюдения. Для городов проектируются прожекторы наружного освещения. Геологоразведка немыслима без современных дозиметров и газоанализаторов. Всё это вполне можно продать в пределах СНГ, а может, и дальше, учитывая цену. Впрочем, не всё так просто.

По щелчку пальцев завод не поднимешь

Как бы ни хотела районная администрация помочь местному производителю, закупив у него что-­нибудь нужное для районных нужд, сделать это легально и эффективно не представляется возможным. Федеральные законы 44 и 223, регламентирующие госзакупки, по рукам и ногам сковывают заказчика и исполнителя контракта. Заказчик не имеет права покупать дороже среднерыночной цены — это с одной стороны. С другой — он же не имеет права никому явно «под­ыгрывать» в техзаданиях, прописывая несущественные нормы, территориальное расположение завода, например, которые при всём желании не могут выполнить другие поставщики. Экспертиза федеральной антимонопольной службы такие вещи щёлкает, как орешки, — на «ура». В результате продукция ЗОМЗа может легко находить своего покупателя в Сибири и на Дальнем Востоке, не пользуясь спросом по месту дислокации завода — так бывает. И довольно часто.

На частном рынке ещё сложнее. Проблема российской индустрии в высокой добавленной стоимости при наличии высочайшей конкуренции, которую мы в 90-­е по многим направлениям благополучно проиграли. К примеру, производителей одних щелевых ламп в каталогах присутствует больше десятка — среди них представители медицинских холдингов Франции, Германии, Японии, Южной Кореи и США. Биноклей тоже «завались». «Карл­Цейсовские» стоят дороже раза в три. Но поклонники немецкой оптики и немецкого качества откажут себе в последнем, но к российской оптике не вернутся. Реалии XXI века таковы — продать товар в несколько раз сложнее, чем воплотить в стекле и металле.

ЗОМЗ поможет Посаду расти

Разумеется, никто при нынешнем общественно­экономическом строе не возложит на предприятие обязанность отстроить заново пару микрорайонов «под ключ». Помощь городу может заключаться в другом — в руководстве ЗОМЗа и «Швабе» есть чёткое понимание избыточности нынешних производственных мощностей. Завод «скукожится» вглубь, переведя окраинные корпуса в разряд непрофильных активов и избавившись от них методом продажи или сдачи территории в долгосрочную аренду. На высвободившиеся средства докупят оборудование, попутно сократив издержки. А территория освободится от «режимности» — вот вам и дополнительное решение по Восточному объезду, если что. А любителям индустриальной архитектуры 30-­50-­х годов совет: наслаждайтесь исполинскими видами «спящего гиганта», пока эти пейзажи не проглотила история.

Вывод

ЗОМЗу удалось продержаться в сложнейший экономический период благодаря своевременным управленческим решениям (быстрое избавление от непрофильных активов) и доле везения (консолидацию предприятий оборонпрома и диверсификацию их производств никто не мог прогнозировать даже близко). Но «микрорайонообразующий» статус вернуть не удалось — он навсегда останется в прошлом. Тон в градостроительстве отныне задают «гражданские» власти. В нынешних условиях, наверно, оно и к лучшему.

Сергей Рунько

Фото Сергея Семенькова

КОММЕНТАРИЙ

Сергей ТОСТАНОВСКИЙ, заместитель главы администрации Сергиево­Посадского района:

Приятно, что ЗОМЗ увеличил выпуск гражданской продукции. Мы видим, что она пользуется спросом в других регионах России, а в нашем районе её практически нет. Мы постараемся исправить эту ошибку и будем привлекать предприятие к решению задач муниципалитета.

 

СПРАВКА

Холдинг «Швабе» — предприятие, входящее в состав «радиоэлектронного» кластера корпорации «Ростех». Объединяет 64 предприятия, включая ЗОМЗ и около 5000 конструкторов военной и гражданской оптико­электронной продукции. Осуществляет экспортные поставки продукции в 95 стран мира. Номенклатура изделий холдинга превышает 6500 единиц. Своим названием холдинг обязан немецкому промышленнику Теодору Швабе, организовавшему в середине XIX века производство геодезических инструментов, медицинских и учебных приборов. Во время Первой мировой войны на волне неприятия к Германии предприятие переименовали в АО «Геофизика». В 1919­м году бывший холдинг «Швабе» был национализирован. Возрождение бренда случилось в 2008­м году — к Теодору Швабе и ФРГ входящие в его состав заводы не имеют никакого отношения.

 

Обратная связь