«Креативная индустрия — это зарабатывание денег через интеллектуальный или творческий труд», — программный директор форума «Креативные города» Лариса Богданова была предельно конкретной, говоря об идее, которую обсуждают в эти дни участники форума.
Хотьково стало одной из десяти площадок, где участники встречаются лицом к лицу, и ещё более 1100 городов подключаются к этой дискуссии онлайн. В городском Общественном совете идёт речь о том, как творческие люди — ремесленники, художники, организаторы событий и многие другие — могут прибавить оборотов местной экономике и что для этого способны сделать власти и общественность.
О своём опыте говорят авторы реально работающих инициатив. Вот только некоторые примеры. Хозяйка «Хан-юрты» в этнопарке «Кочевник» Анна Яковлева рассказала, как монгольская юрта вместила кафе, концертный зал и пространство для выставок. Создатель «Кочевника» Алексей Ежелев сам построил свой творческий бизнес буквально в чистом поле — привёз под Хотьково настоящие юрты из степи, пригласил артистов из Чукотки и других регионов России, и риск оправдался.
Лариса Рапопорт с единомышленниками придумали проект «Сделано в Хотьково» и который год в любую погоду проводят ярмарки, где местные художники представляют свои работы — такого нет даже в Сергиевом Посаде. Руслан Беляков рассказал о музее живой архаики «Новое старое» в селе Воздвиженское, куда перенесли высокую избу из исторического северного города Каргополь, и на этой основе обучают плотницкому, кузнечному и гончарному делу.
Влияние креативных индустрий всё более ощутимо, говорили на форуме. Эта отрасль показывает хороший потенциал в сравнении с другими сферами экономики. Сегодня вклад творческого бизнеса добавляет почти 5 % от всего российского ВВП, и почти 7 % занятых в стране работают в творческих отраслях. Даже городскую планировку можно воспринимать под углом творческих инициатив.
На встрече привели пример: после восстановления исторического центра Коломны поток туристов в город увеличился почти в десять раз. Если бы эти земли застроили многоэтажными домами, как то предполагал другой проект, местный бюджет лишился бы ощутимой части доходов.
Вполне предсказуемо выглядит тройка городов, где креативные индустрии становятся наиболее коммерчески успешными: Москва, Петербург, Казань. В то же время, отметила Лариса Богданова, творческие инициативы в регионах оказываются более интересными и наполненными смыслами.
Самое важное в этом процессе, считает она, участие сообщества. У Хотькова в этом отношении хороший стартовый капитал — художественные традиции, творческие школы и мастерские, а главное, активные жители.
Владимир КРЮЧЕВ
Фото Светланы ВОЛОДИНОЙ