В Сергиево-Посадском музее-заповеднике вспоминали главного реставратора Троице-Сергиевой лавры Виктора Ивановича Балдина. В этом году – 100 лет со дня рождения заслуженного архитектора России и Почётного гражданина Сергиева Посада. О личной и профессиональной судьбе Балдина рассказали его друзья и коллеги из Московского архитектурного института, Музея имени Щусева и Сергиево-Посадского музея-заповедника.
Для нашего города – это одна из ключевых и значимых фигур. Виктор Иванович Балдин, 100 лет со дня рождения которого исполнилось 1 марта, провёл огромную работу. Самые масштабные работы по реставрации Троице-Сергиевой лавры и восстановлению памятников Сергиева Посада провёл Виктор Иванович, – Татьяна Токарева, заведующая отделом истории и культуры XIV-XIX вв. Сергиево-Посадского музея-заповедника
В 1938 году молодого Балдина, студента-второкурсника архитектурного института, включили в группу по реставрации Лавры. Потом были Отечественная война и боевой путь от Курской дуги до встречи союзных войск на Эльбе в 1945 году.
После войны Виктор Иванович возвращается в Лавру и продолжает заниматься её реставрацией уже в качестве помощника главного архитектора Игнатия Трофимова.
В 50-х годах Балдин возглавляет работы в монастыре. Как отмечают коллеги архитектора, именно он впервые начинает заниматься по-настоящему научной реставрацией с поиском и кропотливым изучением архивных материалов.
Работы, которые велись до Виктора Ивановича, были полезны тем, что была создана профессиональная мастерская, была организована подготовка реставраторов в Лавре по строительным специальностям. Но Игнатий Трофимов, который возглавлял реставрацию, к сожалению, варился в собственном соку. Если и был методический совет, то он состоял из музейных работников, которые, я думаю, слушали и соглашались с его мнением. Не было профессиональной дискуссии. К сожалению, некоторые вещи, которые были сделаны Трофимовым, неприемлемы для реставрации. А Виктор Иванович поставил всё на научную базу, – Сергей Демидов, главный архитектор проектов по реставрации памятников Троице-Сергиевой лавры
«Убирать то, что явно вредит зданию, искажает его первоначальный облик, и восстанавливать древние формы только при наличии достовернейших данных», – таков был подход Балдина к реставрации.
Многие рабочие и исследовательские материалы архитектора бережно хранятся в фондах Музея-заповедника.
Это и графические изображения, и реконструкция макетов Лавры. Он восстанавливал макеты на XV, XVI, XVII столетия, делал макеты отдельных памятников, – Нина Холодкова, ведущий научный сотрудник Сергиево-Посадского музея заповедника
Макет Троицкого собора в дар музею передала вдова архитектора Юлия Фёдоровна в апреле 2017 года. Хранится в музее и главный труд Виктора Ивановича – комплексный проект реставрации Троице-Сергиевой лавры, созданный к 1963 году. Пять объёмных томов содержат исчерпывающую информацию по всем объектам монастыря.
Одни тома посвящены башням, другие – соборам Лавры, есть теоретический материал, есть его графические проекты восстановления. То, что было до реставрации, то, что стало после. Всё собрано в этих томах 1963 года, – Нина Холодкова
До сих пор труд Виктора Балдина остаётся актуальным для реставраторов. Так, например, относительно недавно по чертежам Виктора Ивановича воссоздали кровлю Пятницкой башни. К тому же в его трудах коллеги нашли новую методологию восстановления монастырей.
Ему принадлежит особый вид исследований, который так востребован теперь, – исследование комплекса монастыря, составление эволюционных схем его развития. Теперь это отдельный вид исследований, который даёт представление об ансамбле, о том, когда появлялись разные пристройки. Такие исследования помогают принять оптимальное решение, – Наталья Троскина, эксперт Министерства культуры РФ
В 1963 году Балдин становится директором Научно-исследовательского музея архитектуры имени Щусева, но до конца своих дней следит за работами в Лавре и консультирует коллег.
Сейчас в Лавре проводят, в основном, поддерживающий ремонт, но открытия продолжаются. Например, к 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского реставраторам удалось обнаружить и восстановить на стене Казначейского корпуса часть уникального для России декора в виде рыбьей чешуи.