Сергиев.ru

История бескорыстного служения

История бескорыстного служения

Традиция опеки социальных служб над немощными — инвалидами и стариками — имеет в Сергиевом Посаде богатую историю. Система так называемых “богоугодных заведений”, призванных решать эти проблемы, складывалась столетиями.

“Справочная книга по Московской губернии” за 1899 год сообщает следующие данные об учреждениях старого Сергиевского Посада, выполнявших функции “призрения убогих”, как тогда говорили. Перечислены богадельни для инвалидов и престарелых, подчинявшиеся церкви. Это богадельня при Троице-Сергиевой лавре на

18 мужчин (заведующий иеромонах Никон), при Гефсиманском скиту на 16 слепых и престарелых (заведующий монах Киприан), при Спасо-Вифанском монастыре на 15 человек (заведующий иеромонах Антоний). На Александровской улице, при храме Рождества Христова, имелась так называемая Усачёвская богадельня (названа по имени её создателя и попечителя купца Усачёва) на 20 женщин. Ею заведовал священник М. П. Багрецов, посадский благочинный. Кроме того, имелась городская общественная богадельня на 20 человек.

Интересна история богадельни при Троице-Сергиевой лавре. В первой половине XIX века она размещалась в небольшом каменном здании на углу Красногорской площади и Александровской улицы (ныне проспекта Красной Армии и улицы Карла Маркса). По мнению историка Е. Е. Голубинского, изложенному в его книге “Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра”, лаврская богадельня возникла ещё при первых преемниках Преподобного Сергия и размещалась вблизи Пятницкого храма на Подоле. Позднее, в середине XVII века, появилась и женская богадельня в районе Вознесенского храма. Про неё известно, что состояла она из трёх келий, в которых обитали 65 призреваемых.

Митрополит Платон в 1774 году установил число призреваемых в лаврской богадельне — 80 человек (35 мужчин и 45 женщин), на содержание которых отпускалось по 2 рубля. Кроме того,

6 человек финансировал сам митрополит. В те времена обитатели богаделен не жили на всём готовом, как это было в конце XIX — начале ХХ века, а только получали место для жилья и годовое содержание (зерно, муку, деньги), на которые обеспечивали себе питание и одежду. “При этом богаделенным вовсе не запрещалось пополнять жалование прошением милостыни, и при этом иные из них могли и не жить в богадельнях, а только получать жалование”, — пишет Е. Е. Голубинский.

Но, пожалуй, наиболее крупным центром милосердия на начало ХХ века стал состоящий под покровительством Её императорского Величества императрицы Марии Фёдоровны Дом призрения, опекавший 65 женщин. Его существование не могли обойти молчанием даже журналисты-большевики середины 1930-х годов: “Был когда-то в Сергиевском посаде Дом призрения. Принадлежал он филантропическому ведомству императрицы Марии. “Призревались” здесь десятка два обедневших дворянок, старух из разорившихся купеческих домов, приживалок-мещанок”. На этом заканчивалась как информация, так и залп сарказма.

Началом Дома призрения обычно считают 1840 год, когда Анна Александровна Лунина, дочь действительного тайного советника, в своём завещании пожертвовала Лавре 85 735 рублей на создание богоугодного заведения. Полностью богадельня для женщин сформировалась при Доме призрения к 1872 году. Она размещалась в главном здании Александро-Мариинского Дома призрения. Согласно Уставу Дома, богадельня была учреждена “для призрения престарелых и увечных лиц женского пола и бедного состояния, лишённых возможности снискивать себе пропитание собственными трудами”. Все 100 призреваемых жили на полном содержании и в случае болезни помещались в больницу Дома. От принятых в богадельню требовалось соблюдение порядка, запрещалось отлучаться без разрешения начальницы, собирать милостыню.

Начало ХХ века принесло новые учреждения — богадельня Братства преподобных Сергия и Никона на Красюковке (попечитель М. Н. Красюк) и Мариинское Убежище сестёр Красного Креста на улице Нижней. Торжественное открытие Убежища состо-ялось 25 мая 1912 года, в день рождения императрицы Александры Фёдоровны. Почётной председательницей совета Убежища стала великая княгиня Елизавета Фёдоровна, председательницей совета — фрейлина графиня Е. А. Уварова, попечительницей — С. И. Тютчева. Настоятельницей Убежища была назначена Н. А. Киселёва, а настоятелем храма — священник П. Флоренский. Каждая сестра имела отдельную комнату. Имелось 60 помещений. На первом этаже находилась квартира настоятельницы, её приёмный кабинет, канцелярия, общая столовая. В Убежище также была гостиная, ванные комнаты, лазарет, образцовая кухня, прачечная, кладовые, собственная электростанция. В левом крыле первого этажа здания была устроена аптека, с марта 1913 года начала действовать амбулатория, названная “Сергиевской” в память великого князя Сергея Александровича. Амбулатория была открыта шесть дней в неделю. Среди обитательниц Убежища были трудившиеся ещё в Русско-турецкую войну, а одна сестра прослужила “всего” 11 месяцев, она была ветеранкой обороны Севастополя.

После революции в связи с закрытием всех императорских учреждений Сергиево-Посадское Мариинское Убежище получило название “Больница для женщин-хроников”, но сёстры некоторое время продолжали там жить, обслуживая население. Память об Убежище долго сохранялась в народном названии 2-й городской больницы, расположившейся в его здании — “Красный Крест”.

После принятия Декрета об отделении школы от церкви и церкви от государства все имевшиеся в городе богадельни перешли в подчинение местного комиссариата соцпризрения и какое-то время существовали как инвалидные дома. Богадельня при Гефсиманском скиту вошла в состав Трудовой коммуны им. И. Каляева как Дом инвалидов труда, богадельни Дома призрения и Братства преподобных Сергия и Никона сменились детскими домами. Многие из обслуживающего персонала влились в состав новых социальных структур, внося в их работу традиции бескорыстного служения ближнему.

Алекс РДУЛТОВСКИЙ

Обратная связь