Иноков наставник богомудрый,
и Лавры благоукраситель искусный явился еси
Тропарь, глас 3-й
16 октября (н. ст.) Православная Церковь молитвенно воспоминает события обре́тения честны́х мощей (1994) и прославления (1998) преподобного Антония (Медведева), архимандрита Радонежского, святого инока Троицкой обители. Память великого наместника Лавры почтили торжественными всенощным бдением и Божественными литургиями, за которыми молились насельники и паломники монастыря.
Жизненный путь благоукрасителя Лавры искусного, как воспевает в молитвах преподобного Антония Радонежского Святая Церковь [1], начался 6 октября 1792 года в селе Лысково Нижегородской губернии. Будущий наместник Троицкой обители появился на свет в семье вольноотпущенного крестьянина и в крещении был наречен Андреем, в честь святителя Андрея, архиепископа Критского. Рано лишившись отца, Андрей Медведев воспитывался благочестивой матерью, которая заложила в сердце своего сына зачатки христианской веры. Впоследствии, взращенные подвигом жизни и благодатью Божией, они преобразились в обильные плоды на благо Церкви Христовой.
Всемилостивый Бог постепенно приуготовлял Своего избранника к великому служению в Троицкой Лавре. Приняв монашеский постриг в Высокогорской пустыни в Арзамасе, он вскоре был определен ее строителем и привел монастырь к процветанию. В этот период жизни иеромонах Антоний неоднократно посещал Саровскую обитель, где беседовал с великим угодником Божиим Серафимом, который и предсказал ему ближайшее наместничество в монастыре преподобного Сергия. «Промысл Божий вверяет тебе Лавру обширную», – открыл святой Серафим иеромонаху Антонию. Также он завещал ему быть особо милостивым и снисходительным к братии: «Матерью будь им, а не отцом».
В скором времени митрополит Московский святитель Филарет (Дроздов) предложил иеромонаху Антонию управление Троице-Сергиевой Лаврой, и уже 19 марта 1831 года архимандрит Антоний (Медведев) переступил порог Троицкой обители в должности ее наместника. Господь определил Своему верному угоднику долгие годы трудов во вверенном ему монастыре. Без малого полвека (46 лет) возглавлял архимандрит Антоний обитель преподобного Сергия. За это время Лавра заметно преобразилась: были благоустроены ее храмы – Троицкий, Никоновский, Духовской и Смоленский, а также возведен Варваринский храм и отремонтирована крепостная стена.
Свято памятуя об апостольской заповеди «страннолюбия не забывайте» (Евр. 13:2), завещанной преподобным Сергием своим ученикам, архимандрит Лавры Антоний много заботился о жителях Посада, во множестве селившихся вокруг стен святой обители. Его трудами и попечением в монастыре была устроена мужская странноприимная больница, а за его пределами – женская, с богадельней и питанием. В стенах Пятницкой башни Лавры были организованы приют и училище для детей-сирот, которые проживали и учились в ней, находясь на полном содержании монастыря. Особое внимание наместник уделял заключенным, находящимся в городской пересыльной тюрьме. Его стараниями было выстроено новое тюремное здание с храмом в честь иконы Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали», не оставались без внимания и продовольственные нужды арестантов. При архимандрите Антонии (Медведеве) вблизи Троице-Сергиевой Лавры был устроен Гефсиманский Черниговский скит, ставший островком подвижнической жизни и духовного окормления в те годы.
Архимандрит Антоний почил о Господе 12 мая 1877 года и был погребен у южной стены Духовской церкви Лавры. Его честны́е останки были обретены в 1994 году, а спустя четыре года, в 1998 году, угодник Божий был прославлен в лике местночтимых святых. В настоящее время его мощи покоятся у правого Серафимовского придела Сергиевского Трапезного храма Лавры.
__________
[1] См. тропарь святому.
Справка.
Праздничное всенощное бдение в Успенском соборе монастыря возглавил архимандрит Агафодор (Маркевич).
На богослужении пели два мужских хора: левый – под управлением игумена Силуана (Баранова), правый – под управлением архимандрита Глеба (Кожевникова).
Божественную литургию в Сергиевском Трапезном храме Лавры совершил архимандрит Иоанн (Захарченко) в сослужении насельников монастыря в священном сане.