2020 год был одним из самых необычных в истории человечества и в культурном смысле полезным для мирового сообщества. С такого широкого обобщающего заявления начался наш разговор с Александром Мироновым — музыкантом, пианистом, художественным руководителем и директором КПЦ «Дубрава» в Семхозе
— Кажется, пребывая на небольшом «островке» в Семхозе, вы озабочены судьбами человечества.
— Можно сказать и так. Этот год перевернул всю нашу цивилизацию. Мне представляется, что общество разделилось на две неравных части. Одна, большая, отнеслась к этим событиям, как к каким-то временным неприятностям и, боюсь, никаких выводов не сделала. Другая — переосмыслила многое, смогла иначе посмотреть на жизнь и смерть, на будущее и прошлое.
Как музыкант могу сказать, что мы чрезвычайно легкомысленно относились к нашему культурному наследию. Почти вся современная музыка — ни что иное, как бриколаж. Есть такой термин, означающий предмет, созданный из уже существующих готовых форм. Как из кубиков. При этом огромный пласт истинной культуры оставался в стороне, а многие вообще забыли или даже не знали, что он есть. Теперь о нём следует вспомнить.
Особенно это касается людей, родившихся в последние 30 лет. Надо осознать и признаться, что с момента падения Советского Союза у нас продолжается гуманитарная катастрофа. По многим позициям культурной жизни мы деградируем, и сегодня это ясно, как никогда.
— Многие не согласятся с этим утверждением. В немузыкальной культурной сфере дела идут не так ужасно. Например, есть яркие авторы, которые, я уверен, останутся в истории русской литературы…
— Возможно. Но я имел в виду не совсем это. Например, в январе мы играли концерт, он включал в себя песню «Тишина над Рогожской заставой» из кинофильма «Дом, в котором я живу». Старшее поколение хорошо помнит её. Автор — Юрий Бирюков, советский композитор, наследник русской академической школы. И вот мы играем, а там совершенно неожиданно и чётко прослеживается «Shape of my heart» Стинга — хит, который в современном мире знают, наверное, все. Причём эта песня была написана, когда Стингу было лет пять от роду. Это не значит, что он её заимствовал. Это значит, что есть некие культурные коды, которые всегда существовали рядом, но не были оформлены внешними проявлениями. Мы мало обращали внимания на суть, пришло время сделать это.
— Поговорим на более приземлённые темы. Как минувший год сказался на жизни «Дубравы», что нового появилось?
— Для творческого коллектива «Дубравы» 2020 год был принципиальным. Многие начинания, которые мы раньше делали, основываясь на интуитивных соображениях, оказались не просто востребованными — необходимыми. Это не какой-то временный тренд, это веление времени, сигнал о том, что мир меняется.
Пандемия перестроила нашу жизнь. Например, любое мероприятие у нас происходит онлайн. Мы пробовали делать это и раньше, а теперь наш концертный зал превратился в телестудию, все концерты обязательно транслируются в интернете.
В городе почему-то и сейчас существует представление, что «Дубрава» — это где-то очень далеко, хотя добраться до нас совсем несложно. Тем не менее перед началом пандемии мы научились собирать зал, к нам регулярно ходили 100-120 человек, что для нас немало. В течение года, когда посещать концерты было нельзя по санитарным соображениям, онлайн-трансляции на нашем канале смотрели по 300-400 человек, а топовые проекты вроде обработки кантаты «Александр Невский» Прокофьева онлайн собирали больше тысячи зрителей. Наши концерты транслируются также на федеральном портале Минкульта «Культура.РФ». И там совсем иное количество просмотров.
— Насколько сложно было организовать это технически и творчески?
— Технически — несложно, современная техника позволяет делать всё это без огромных вложений. Год назад мы выходили в эфир три раза в неделю. Это была некая гражданская позиция, мы хотели поддержать народ своим бесконечным творческим оптимизмом. И этот оптимизм стал выливаться в большое количество музыкальных программ, мы стали делать их одну за другой. В большей степени это были джазовые обработки классической музыки.
— Раньше подобного здесь не замечалось. Почему Рахманинов, почему Прокофьев, Чайковский или Бах?
— На самом деле мы шли к этому последние лет пять или даже больше. Например, делали программы вроде «Моцарт и Меркьюри». Исполняли академические и роковые произведения в канве джазовой импровизации и эстетики, таким образом показывая, что музыка едина.
Но потом мы незаметно углубились и стали подумывать о крупных формах. Получилось это не сразу. Например, изначально не планировали, что сможем — и сделаем! — авторскую обработку второго концерта Рахманинова. Мы сыграли его на сцене и записали в составе «Аримойя трио» — Александр Миронов (фортепиано), Екатерина Пшеницына (бас) и Пётр Ившин (ударные). Получилось очень неплохо. После сыграли джазовую переработку кантаты Сергея Прокофьева «Александр Невский», что до нас не делал вообще никто. Это очень интересно и увлекательно и для нас, и, смеем надеяться, для зрителей.
— «Дубрава» раньше воспринималась многими, в том числе, как некий «джазовый клуб» благодаря камерным концертам в небольшом зале на первом этаже. Теперь он закрыт для выступлений. Не жалеете?
— Нет. Этот зал, по-хорошему, был не вполне приспособлен для музыки. Там не самая лучшая акустика, нет и не может быть рояля. А это необычайно важно для нас. В концертном зале «Дубравы» ощущения от музыки совсем другие. Мы работаем над звуком. Мы перешли в иное качество понимания музыки. В каком-то смысле спасибо пандемии, что это случилось. Это совершенно иная культура исполнения.
— Планируется ли в этом году фестиваль «Дубрава музыка»?
— «Дубрава-музыка» в этом году будет идти шестнадцать дней — да, вы не ослышались, шестнадцать. С 5 по 20 июня. Восемь дней в большом зале и потом ещё восемь в нашем летнем театре на открытом воздухе. Концерты open air будут проходить параллельно с театральным фестивалем «У Троицы», то есть зрители после спектакля смогут остаться послушать музыку. Отмечу, это важно, что в этом году приглашённых артистов практически нет, всю программу мы закрываем силами музыкальных коллективов филармонии «Дубравы» и музыкантов нашего округа. То есть Сергиев Посад способен дать шестнадцать совершенно разных концертов подряд. Думаю, мало какой город на это способен.
Беседовал Александр Гирлин
Фото Светланы Володиной