Сергиев.ru
Религия

«Имеяй уши слышати, да слышит»: В Лавре прошли службы 21-й Недели по Пятидесятнице

«Имеяй уши слышати, да слышит»: В Лавре прошли службы 21-й Недели по Пятидесятнице

1 ноября, в Неделю 21-ю по Пятидесятнице, в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре прошли богослужения воскресного дня. Насельники, прихожане и паломники святой обители приобщились Тела и Крови Христовой в таинстве Евхаристии. В поучение и назидание вниманию богомольцев было предложено душеполезное чтение из Священного Писания, слушая которое, чада Церкви получили благое наставление, побуждающее к усердной духовной работе и радению о своем спасении.

В этот день во время Божественной литургии верующие приглашались к молитвенному размышлению над прозвучавшим евангельским повествованием, которым стала притча о сеятеле (Лк. 8:5–15). Притча – краткий назидательный рассказ, выражающий духовные истины в образной форме. Такими рассказами, основанными на примерах из повседневной жизни человека, Господь неоднократно привлекал мысленный взор слушающего Его народа и учеников к истинам веры.

«Вышел сеятель сеять семя свое». Под сеятелем здесь Спаситель подразумевает Себя Самого, под семенем – Слово Божие, а под почвой, на которую падает семя, – сердца слушающих. «И когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный» (Лк. 8:5–8).

Человек, имеющий омраченный грехом ум и огрубевшее от страстей сердце, становится неспособным принять Слово Божие. Поэтому услышанное, по образному выражению архиепископа Аве́ркия (Та́ушева), ложится на поверхности ума и сердца, не укоренившись вглубь. Подобно тому как упавшее при дороге семя становится незащищенным от всех путников, так и спасительная истина в сердце такого человека делается доступной влиянию врага рода человеческого, который и похищает ее [1].

Образ каменистой почвы подразумевает тех людей, которые подчас с непритворной искренностью принимают проповедь Евангелия в свое открытое сердце. Однако они не находят сил изменить привычный образ жизни и отказаться от греховных привычек, как этого требует евангельское учение. Сердце таких людей подобно холодному и твердому грунту, который принимает семя, но неспособен произрастить прекрасный плод.

Посеянное на тернистой почве указывает на человека, который чрезмерно заботится о житейском. Его стремление к достижению материального благополучия заглушает даже некогда прижившееся и расцветшее семя Божественного учения. Тогда как добрая земля – это люди с чистыми сердцами, которые, по слову владыки Аверкия, «услышав Слово Божие, твердо решились сделать его руководством всей своей жизни и творить плоды добродетели» [2].

Таким образом, сегодняшнее евангельское зачало призывает православных христиан удобрять и очищать от сора почву своего сердца. Ее делают пригодной для посева освящающего Слова Божия молитва, покаяние и участие в церковных таинствах. Они же способны обильно возрастить и спасительные плоды духа.

__________

[1] Архиепископ Аверкий (Таушев). Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие.

[2] Там же.

Справка.

Праздничное всенощное бдение с литией в Успенском соборе монастыря возглавил архимандрит Агафодор (Маркевич).

На богослужении пели два мужских хора: левый – под управлением иеродиакона Михея (Соррэ), правый – под управлением архимандрита Глеба (Кожевникова).

Божественную литургию в Успенском соборе Лавры совершил наместник епископ Фома в сослужении насельников монастыря в священном сане.

Фото @ Сергиев.ru