Щелкунчик – один из символов Нового года и Рождества благодаря сказке Гофмана и балету Чайковского. В арт-студии Александра Мельниковича на свет появились сотни Щелкунчиков. Щелкунчик родился в городке Зайфен более трёх столетий назад.
В какой-то момент там обеднели шахты, и люди стали искать, чем заняться, чтобы прокормиться. Стали делать деревянные игрушки, в частности, Ноев ковчег со множеством фигурок, среди которых попадался Щелкунчик. А в сказке Гофмана получился офицер с функцией орехокола, – Александр Мельникович, мастер декоративно-прикладного искусства
Александр, конечно, не первый и не единственный, кто делает Щелкунчика, но свою модель он разработал сам. И техпроцесс от заготовки до покраски отработал так, чтобы на игрушке не стыдно было поставить свой логотип.
В Щелкунчике только операций – 70. Люди приходят и ожидают увидеть в мастерской сверхсовременное производство. Но ни один станок за тебя ничего не сделает. К станку нужна голова. Нужно идеи задать. Идеи либо находят, либо не находят отклик в массах. Этот процесс длится уже 30 лет, и вот, пришли к такому состоянию – Александр Мельникович
В арт-студии Александра Мельниковича рождаются не только Щелкунчики, но и роскошные шкатулки, где и форма и роспись авторские, есть и ёлочные игрушки – около 40 разных образов.
Отработано, что упираю игрушку в мизинец и расписываю. При росписи вещь не должна быть на весу. Рука опирается на основу, а вещь я опираю на стол. Игрушка на весу будет вибрировать, – Александр Мельникович
Приёмы росписи Александр получил в Абрамцевском училище, куда приехал из Сургута 15-летним мальчишкой.
У меня было чёткое понимание того, что мне в жизни интересно. Дизайн, изобразительное искусство, моделирование, конструирование. Открываю справочник, вижу братину с кудринской резьбой и подпись «Абрамцевское художественно-промышленное училище». Я подумал, что это-то мне и интересно, – Александр Мельникович
В училище поступил. А спустя время начал протестовать.
Я протестовал против поставочков, ложечек, цветочков, василёчков. Хотел делать промышленный дизайн. Мне сказали, что училище базируется на народных художественных промыслах, на народном искусстве, – Александр Мельникович
По признанию Александра, на этой основе он и создаёт свои игрушечные коллекции. Его игрушки разъезжаются по разным городам и странам. Их дарят друзьям, ими украшают домашние ёлки. Игрушечный промысел изменился, но по-прежнему жив на сергиевопосадской земле.