Сергиев.ru
Экономика

Где растёт мясо?

Где растёт мясо?

Пандемия коронавируса и введение всё новых и новых запретов как никогда обострили проблему продовольственной безопасности России. В самом начале  распространения COVID-19 многие страны перекрыли границы для товаров из Китая, но мир стал настолько многополярным, что ни одно государство не способно жить натуральным хозяйством, да и ВТО, членами которого мы являемся, учит всех, что закрываться — плохо.

Но одно дело, когда речь идёт о сырах (без них жить можно, хоть и грустно), другое —мясо. На него, кстати, спрос может сильно увеличиться через десять дней: заканчивается православный пост. Потому мы задались вопросом: откуда этот продукт попадает на прилавки сергиевопосадских торговых точек?

Пользовались самым простым методом — спрашивали. Для этого обошли все крупные торговые центры и рынки. Бумаги на приехавшие туши приводят к одному выводу: везде страной происхождения названа Россия. Так что если кто-то переживал, что ему подсунут китайскую говядину или свинину, не волнуйтесь. Из заграничного мяса в крупные магазины Сергиева Посада поставляется разве что бразильское (с 2018 года на ввоз их продукции сняли запрет). Подтверждают прописку мяса открытым электронным реестром «Меркурий» — это информационная база, в которой регистрируется путь многих агропромышленных товаров.

Разница в географии производства: в основном, в Сергиев Посад мясо привозят из Воронежской, Тульской, Рязанской областей, причём, так и на рынках, и в магазинах. Секрет прост, в грустной правде российского мясного рынка — он стремительно монополизируется. В плане дистрибуции всегда выгодно более масштабное производство: для компании меньше издержек, из-за чего снижается стоимость. Магазинам закупки у одного поставщика удобнее: если мясо у производителя хорошее, то вся партия соответствует нормативам.

Компания «Мираторг» (это как раз Воронежская и Тульская области) объективно доминирует в отрасли: по данным Союза свиноводов, в 2019 году фирма произвела 426,57 тысяч тонн свинины (вдвое больше ближайшего преследователя). По поголовью коров ситуация ещё более красноречивая. По итогам 2019 года у «Мираторга» насчитывалось поголовье в 700 тысяч особей (по данным «Вестника агропромышленного комплекса»), на втором месте ООО «ЭкоНиваАгро» с поголовьем, недотягивающим до 200 тысяч.

Любопытная деталь — сергиевопосадское предприятие тоже находится в топе по поголовью. Тринадцатое место занимает ООО «РусМолоко», но производят здесь молочную продукцию.

Необъективная монополия — почти всегда плохо, особенно, что касается продуктов питания: невозможно ждать от большой фабрики парного мяса, потому что путь от производителя до потребителя слишком длинный. «Я, да и многие коллеги пытались выходить как-то на местные магазины, на крупные сети. Но невозможно соперничать по цене с их поставщиками. У меня свинья растёт и ест минимум полгода, у них, не знаю уж чем их там кормят, 3-4 месяца по ощущениям», — сетует Василий, владелец небольшой фермы в Сергиево-Посадском округе.

Если поставить перед собой цель поддержать именно местного производителя — это возможно. Сразу заметим, что речь не идёт о продуктах переработки мяса: тушёнке, колбасе и прочих товарах. Они у нас в округе тоже есть, но покупают сырьё всё равно у крупных заготовителей мяса. За охлаждёнкой нужно идти к фермерам. Правда, экопуть объективно труден. Главное, их найти: на территории Сергиево-Посадского округа зарегистрировано около 100 фермерских хозяйств. Большая часть занимаются птицеводством и молочной продукцией, но есть те, кто продают и свинину и телятину. С говядиной сложнее. Всё упирается в производственный цикл — откорм свиньи занимает 6-8 месяцев, быка — 15-20: говядина просто неспособна себя окупить в небольшом хозяйстве.

СПРАВКА

Отечественное происхождение мяса на наших прилавках подтверждает статистика. Согласно Росстату, за 2018 год производство мяса (с учётом птицы) в России в убойном весе составляло больше 10,6 млн тонн и продолжало расти. Ещё в прошлом году аналитики говорили о 3 % и 1 % увеличения в свинине и говядине, но сейчас, конечно, ждать роста для какой-то отрасли не приходится. При этом импорт составил в том же году чуть больше 700 тысяч тонн: это было резкое снижение из-за запрета на бразильское мясо, но даже после возвращения его на прилавки, если объёмы достигнут прежних размеров, это будет всего около 1 млн тонн, как в 2017 году. Если говорить о структуре импорта мяса в Россию, то, помимо Бразилии, это Белоруссия, Чили и Аргентина.

Иннокентий Майоров

Фото Сергея Семенькова

 

Фото @ Сергиев.ru