Сергиев.ru

Гагарин в Загорске: подлинный рассказ очевидца

Гагарин в Загорске: подлинный рассказ очевидца

«…А теперь серьёзно, - сказал полковник Валентин Васильевич Петров после представлений, улыбок и традиционных расшаркиваний. – Отряд космонавтов был создан в марте 1960 года, и в него тогда набирали только лётчиков-истребителей…». Встреча с публикой проходила в зале библиотеки им. А. Горловского, и её тема была обозначена предельно кратко и ёмко: «Гагарин в Загорске».

С Валентином Васильевичем мы, журналисты газеты «Сергиевские ведомости», познакомились практически случайно, разговорившись в коридоре Центра подготовки космонавтов. Мы были там на экскурсии, а полковник, как выяснилось позже, шёл по делам: несмотря на преклонный возраст – 81 год, – он до сих пор востребован и нужен и государству, и своим многочисленным ученикам. 

Упустить момент было невозможно, и мы пригласили доцента Военно-воздушной академии им. Ю. Гагарина в гости в Сергиев Посад. 

Ниже мы предлагаем вашему вниманию его рассказ.

Первый отряд - Первый отряд космонавтов был создан в марте 1960 года, и в него по указанию Сергея Королёва набирали только лётчиков-истребителей. Почему истребителей? Он один в самолёте: и пилот, и штурман, и человек, принимающий в полёте все решения. Это было важно.

Из сотни претендентов в группу отобрали 20 человек. Сейчас в живых осталось четверо. Я назову их: это космонавт №5 Валерий Быковский, космонавт №11 Алексей Леонов, космонавт №14 Борис Волынов и космонавт №16 Виктор Горбатко. У каждого из них был шанс полететь в космос первым, но судьба распорядилась иначе.

Постепенно группа сужалась, пока в числе главных претендентов не осталось трое: Юрий Гагарин, Герман Титов и Григорий Нелюбов. Руководитель отряда, легендарный лётчик Николай Каманин, долго сомневался, кого отправить в первый полёт. По оценкам должен был лететь Титов. Но потом произошло удивительное: анкетирование, проведённое в отряде, выявило единодушное мнение, что первым должен стать Юрий Гагарин. Против высказался лишь лётчик Марс Рафиков, сказавший, что лететь должен он, так как у него по-настоящему космическое имя. 

Титов, конечно, очень переживал по этому поводу, но надо отдать ему должное – вида почти не подавал. Лишь однажды у нас произошёл такой разговор: 

- Скажи, кто был вторым при открытии Америки? 

- Спроси что-нибудь полегче…

- Вот я и говорю: второго не помнит никто.

Риск перед полётом был очень большой. Накануне взлёт и посадку отрабатывали на «Иванах Ивановичах» - манекенах, имитирующих фигуру человека. Половина из них при приземлении «погибла», то есть вероятность остаться в живых у первого космонавта была пятьдесят на пятьдесят. 

Королёв не скрывал это от членов отряда. Гагарин даже записал на плёнку три разных обращения: на случай полностью успешного полёта, на случай частично успешного (взлёт и посадка по баллистической траектории) и случай гибели. Два последних, к счастью, не понадобились.

После старта всё пошло не совсем гладко: корабль забросили на сто километров выше расчётной орбиты, то есть сесть на заранее приготовленную площадку у Гагарина совершенно точно не получалось. Плюс к этому в то время ещё совершенно не знали, как будет чувствовать себя человек в космосе. Может, он потеряет сознание или вообще сойдёт с ума – никто же там раньше не был. Все ужасно переживали, а во время посадки Гагарин вдруг замолчал. 

Оказалось, что посадочную капсулу закрутило, как бильярдный шар, Гагарин на какое-то время потерял ориентацию в пространстве. А на высоте семь километров ему нужно было катапультироваться – это сейчас капсула садится с космонавтами внутри, а тогда этой технологии ещё не было. 

В итоге Юрий Алексеевич чуть не угодил в Волгу, но ему удалось направить парашют на высокий берег. На поле его нашли две местные женщины, бабушка и внучка, а вскоре приехали и военные. 

Я вам честно скажу: полёт Гагарина был удивительным праздником по всей стране. В лётной форме на улице вообще было лучше не появляться: сразу хватали и начинали подбрасывать вверх, качать… Говорили - откуда мы знаем, может, и ты завтра в космос полетишь. Гагарин стал воплощением усилий и гордости всего советского народа.

Поездка в Загорск - В марте 1964 года Гагарин отмечал своё тридцатилетие. И однажды его спросили, бывал ли он когда-нибудь в Загорске. Он ответил – нет, но у меня есть товарищ, который знает, как ехать. И позвонил мне: Валентин, мы успеем попасть в Лавру сегодня? Было четыре часа дня, но я сказал, что успеем. Мы переоделись в «гражданку», сели в его «Волгу» и поехали.

Добрались быстро, машин было мало. Заходим в Лавру, а нам навстречу народ выходит со службы из храма. Мы успели дойти до Трапезной палаты, и в этот момент кто-то закричал: смотрите, это же Гагарин! Нас окружила толпа, все стали протягивать для автографов бумаги, блокноты, комсомольские билеты – у кого что было. Я не знаю, сколько бы это продолжалось, если бы я не почувствовал на своём плече властную руку. Смотрю – солидный монах. Он шепчет: помощь нужна? Я говорю: батюшка, ещё как. Сами видите, что творится…

В итоге мы побывали в Трапезной и зашли в Троицкий храм поклониться мощам Сергия, причём Гагарин сам попросил об этом. Отец наместник пригласил нас в свою келью, а оттуда мы прошли в ЦАК – церковный археологический кабинет. 

Там на Юрия Алексеевича произвёл очень сильное впечатление макет храма Христа Спасителя, сделанный ещё в 1913 году. Он очень долго его рассматривал, а потом спросил – где это? Ему объяснили, что храм разрушен, а на его месте теперь бассейн «Москва». Гагарин расстроился и, как выяснилось позднее, разговор этот не забыл.

В декабре 1965 года, на восьмом пленуме ЦК ВЛКСМ он вдруг заявил с трибуны: «На мой взгляд, мы ещё недостаточно воспитываем уважение к героическому прошлому. Зачастую не думаем о сохранении памятников. В Москве была снята и не восстановлена Триумфальная арка 1812 года. Был разрушен храм Христа Спасителя, построенный на деньги, собранные по всей стране в честь победы над Наполеоном. Неужели название этого памятника затмило его патриотическую сущность?».

Конечно, это был скандал. Середина 1960-х! Освоение Целины! Полёты в космос! И вдруг первый космонавт говорит о храме. Президиум буквально оторопел. 

Сделали перерыв. Юрий спрашивает меня: ты всё слышал? – Да. – Я что-то не то сказал? – Наоборот. – А что творится? – Сейчас узнаем.

Минут через двадцать к нам подошёл первый секретарь ЦК ВЛКСМ Сергей Павлов: Юра, всё хорошо, тебя спас Брежнев. – А в чём дело? – Работники ЦК доложили, что первый космонавт тянет комсомол в религию, требует восстановить храм. Но Брежнев сказал: что вы шум подняли? Комсомолу объясните, что денег на храм нету, Триумфальную арку восстановим, Юрию Алексеевичу привет. 

Триумфальную арку в Москве, действительно, восстановили в 1966 – 1968 годах. Так на истории нашей страны сказалась единственная поездка Гагарина в Лавру. 

554 героя Валентин Васильевич ответил и на вопросы зрителей. Так, он объяснил, что подготовка космонавтов сегодня длится не менее восьми лет. Главный критерий – наличие высшего образования и соответствие требованиям по здоровью. Успешно сдавшие госэкзамен зачисляются в отряд космонавтов, но это не значит, что человек обязательно сразу полетит – может получиться, что он много лет будет ходить в дублёрах. Некоторые ждут своего шанса по десять лет. Верхнего возраста для полётов не установлено – лишь бы медкомиссия признала годным. Землян, побывавших в космосе, сегодня всего 544 человека, из них 120 наших (данные на 2016 год. - Ред.).

Пришедших на встречу интересовали и другие вопросы – например, бывали ли на самом деле американцы на Луне? Валентин Петров заверил, что сомневаться в этом не приходится: в СССР за ними тщательно следили. К тому же, вопреки расхожему мнению, успешных экспедиций на Луну было шесть, а не одна. Разговоры о том, что съёмки высадки Армстронга – продукт Голливуда, Валентин Васильевич считает досужими вымыслами, не заслуживающими внимания. 

Мы не могли не спросить и про гибель Гагарина: версий причин этой трагедии существует множество. Наш гость ответил, что искать в этом заговор стоит едва ли. Скорее всего, это, действительно, была непоправимая случайность. Наиболее правдоподобная, на его взгляд, версия – ошибка высотомера, в результате которой самолёт врезался в землю. Увы, и в авиации, и в космосе всегда есть риск, так было и так будет. Но герои не умирают – они навсегда остаются в наших сердцах.

Записал Александр Гирлин (из архива редакции).

Фото @ Сергиев.ru