Те, кто застал советский период, помнят, как на центральную площадь каждого микрорайона приезжала цистерна с надписью «молоко». Продукцию местных животноводческих комбинатов разбирали в считанные часы, потому что она была всегда свежей. Сегодня какие-то частники, бывает, продают молоко по дворам, но кто они, откуда и какого качества у них товар, никому не ведомо: документы показывать они не спешат. Рынок реализации для проверенных производителей теперь — соцсети. Зубцовский комбинат под маркой «Зубцовское подворье» выставил в инстаграм предложение о поквартирном развозе своей продукции. Таким образом, предприятие попыталось увеличить спрос, недостаток которого сейчас испытывают все сельскохозяйственные отрасли.
Сладкая жизнь бурёнок
Экскурсию по комбинату для газеты «Вперёд» провела главный зоотехник хозяйства Алла Белякова. Она трудится здесь с 2010 года. Сложно представить, но от уменья этой женщины зависит количество и качество пополняемого стада. Профессионализм Беляковой высоко оценили на областном уровне — в этом году жюри присудило ей второе место в конкурсе зоотехников-селекционеров.
Первым делом Алла с гордостью продемонстрировала термос, где хранится семя быков — главный генофонд хозяйства. Комбинат имеет официальный статус племенного завода по разведению чёрно-пёстрого скота.
«На ферме 850 голов крупного рогатого скота, из них 388 дойных коров, остальные — молодняк разных возрастов. За прошлый год мы надоили 8450 килограммов молока от одной коровы при жире 4,29 % и белке 3,28 %. За первый квартал 2020 года — 2440 килограммов молока, увеличив надои на 420 килограммов на голову. Общий тоннаж к прошлому году прибавился на 255 тонн», — рассказала зоотехник.
По мнению Беляковой, чтобы раскрыть весь генетический потенциал, который заложен в корову, важны три составляющие — уход, содержание и кормление. Перед предприятием стоит задача довести количество производимого молока до 9-10 тысяч на голову — но при этом также важно сохранить корову, которая раз в год должна ещё произвести телёнка. Поэтому рацион животного здесь строго рассчитывают по всем микро- и макроэлементам.
В день корова съедает 50-60 килограммов корма. Питание животных — самая большая расходная статья хозяйства, она составляет порядка 60 % себестоимости продукта. Чтобы снизить затраты, предприятие старается уменьшить выдачу концентрированных кормов и самостоятельно заготавливает силос и сенаж.
Молочный комбинат в Зубцове — одно из старейших предприятий нашего округа. Оно было образовано сразу после войны, в 1945 году. Колхоз носил имя советского партийного и государственного деятеля А. А. Жданова. За десятилетия прошло несколько реорганизаций, сегодня хозяйство называется ООО «Зубцовский ГВА». В этом году предприятие отмечает 75-летний юбилей.
Выжить в условиях изоляции
«Быков для коров мы подбираем не только по увеличению надоев. В первую очередь для нас важно здоровье животного для продуктивного долголетия. Также селекция направлена на получение молока, пригодного для сыродельни. В числе покупателей много фермеров, которые берут нашу продукцию именно для производства сыров», — продолжает Алла Белякова.
К сожалению, в условиях карантина фермеры резко снизили закупки сырья. На комбинате к такой коммерческой политике относятся с пониманием, маленьким компаниям в кризис трудно выживать, так как спрос на сыры оставляет желать лучшего.
Зубцовское хозяйство в кризис сильно выручают трейдеры, которые оптом скупают основную массу продукции и сдают её непосредственно на молокозаводы — «Карат» и Дмитровский молочный комбинат. Однако уже в апреле цена на молоко упала в среднем на 3 рубля и сейчас составляет от 23 до 28 рублей в зависимости от жирности. И причина тут даже не в пандемии, сезонное снижение стоимости происходит каждый год. Такую экономическую политику заводов в летний период на ферме считают необоснованной.
«Обычно у частника корова зимой находится в запуске, не доится. К весне она телится, выходит на травку, даёт много молока, и поэтому снижается цена. Но сейчас в хозяйствах такого нет. У нас идут плановые отёлы, стабильный план по молоку. И это летнее снижение цены в летний период никак не оправдано», — возмущается зоотехник.
Дирекция зубцовского хозяйства предприняла попытку хоть как-то сохранить объём сбыта путём поквартирного развоза. Предложение о реализации молока и молочной продукции напрямую с фермы они разместили в соцсетях. Доставку осуществляли по выходным дням. В начале изоляции, когда была неразбериха с выходом на улицы, интерес у покупателей был. Однако уже через месяц динамика заказов резко упала, так что от поквартирного развоза решено было отказаться.
Каждая доярка на счету
Обслуживает рогатое хозяйство 23 специалиста, из них 10 человек — доярки, которые трудятся семь дней в неделю в две смены. Основной контингент работников — приезжие, из местных только две доярки.
«Россияне неохотно идут работать на ферму. Наши скотники в основном из Таджикистана, но все с патентами. Пробовали привлекать студентов, они дипломную практику пройдут, но в хозяйство никто идти не хочет, выбирают работу попроще в ветклиниках. Положение не спасает даже жильё, которое по государственной программе могут получить молодые специалисты», — поясняет Белякова.
По мнению зоотехника, молодёжь пугает даже не зарплата (в среднем тут платят по 30-40 тысяч руб. в месяц), а ненормированный график работы без выходных, и мало кто из начинающих специалистов готов взять на себя ответственность за стадо.
На вопрос, боятся ли на ферме коронавируса, Алла отвечает утвердительно, ведь для хозяйства временное выбывание хотя бы одной доярки дорого обойдётся. Поэтому средствами защиты и гигиены здесь не пренебрегают, выполняют все нормы.
Кстати, коров здесь тоже от вирусов берегут, планово вакцинируют. В то, что животные могут заразиться своим штаммом «короны», здесь не верят, но с позитивом относятся к слухам, что вирус погибает от запаха навоза.
Оксана Перевозникова
Фото Сергея Семенькова