Кукольные спектакли — от загадочных экспериментальных до детских и семейных — стали участниками фестиваля в культурно-просветительском центре «Дубрава» в минувшие выходные.
На сцене представили шесть постановок из Сергиева Посада, Реммаша, Коломны и Санкт-Петербурга — города, где в начале тридцатых годов XX века появился старейший театр кукол в том виде, каким мы его знаем сегодня.
За это столетие в стране сложилось несколько известных государственных театров кукол, вместе с ними появилась добротная прослойка коллективов поменьше, в том числе и частных, а также бесчисленное количество камерных мини-театров, которые по-прежнему остаются вотчиной талантливых энтузиастов, и остаются они на плаву благодаря основной работе в другом месте или гранту.
Аудитория типичного такого спектакля небольшая, и об окупаемости говорить не приходится. Но это же и играет на руку, делая театр мобильным. Реквизит «Этажерки» от «Волшебной шляпы» из Реммаша или «Крошечки-Хаврошечки» петербургского театра «Без занавеса» можно упаковать в среднего размера чемодан, но миры, которые они рисуют, безграничны. Это могут быть повседневные предметы, оживающие под академический музыкальный авангард прошлого века, или очаровательная в своей естественности история про Крошечку Хаврошечку, осиротевшую девочку и её корову-спасительницу, переложенная на язык Баха и ирландских скрипок.
Фестивали как этот помогают преодолевать один из самых стойких стереотипов о театре кукол. Считается, что дети — единственная аудитория подобных представлений, а сам спектакль не может сравниться с показом в «настоящем» театре. Но одно название спектакля «Камень и Соломинка, или Силлогизмы Гордея Иваныча», показанного во второй день фестиваля, предполагает, что аудитория знает, что такое силлогизм — третье умозаключение на основе предыдущих двух, а подстрочник подстановки — «Сказ о том, как мужик жалобу на Бога писал» и вовсе наводит на мысль, что зрителей ждёт что-то нерядовое и провоцирующее. Московский театр «Шутик», помогавший сергиевопосадским коллегам из театра «Бартрам» отбирать участников фестиваля, сумел вместить в один час и русские духовные напевы, и звуки колёсной лиры, благо жанр настолько гибок, что без труда это позволяет.
Владимир КРЮЧЕВ
На фото: спектакль «Мафин-сыщик», театр «ТриЛика», Москва