Сколько ни слушай басни про миллиардеров, которые носили домой из школы двойки целыми охапками, на душе легче не становится, если твой собственный ребёнок не хватает звёзд с неба. Одно дело взбалмошный Дональд Трамп, сын олигарха Фреда Трампа из Нью-Йорка, которому было гарантировано светлое будущее, другое — обычный пацан с Рабочки или Кирпички, которого со средним баллом в аттестате 3,5 не возьмут в колледж на бюджет. Потому и хотим, чтобы учился как можно лучше. Но что делать, если не хочет именно он? Разбираемся с помощью психолога Татьяны Ушаковой.
Метод № 1. Шантаж и угроза. Позиции самого популярного педагогического инструмента в истории цивилизации — кожаного ремня с металлической бляхой — в последние годы заметно пошатнулись. Бить детей, вне зависимости от их поведения, теперь антигуманно и противозаконно. Хотя современные родители, воспитанные по старинке, вспоминают о детских наказаниях с ностальгией. Иногда ведь доходило. Но не до всех. Иначе была бы у нас страна академиков с синяками на пятой точке.
‘‘ Вердикт специалиста Какое-то время этот метод поработает и ребёнок начнёт учиться из страха. Но в подростковом возрасте, когда бояться станет некруто, он учиться перестанет. Это те самые дети, которые берут на первом курсе института академический отпуск. Потому что их ничто не может заставить учиться.
Метод № 2. Рыночные отношения. Ещё в 90-е в семьях побогаче практиковала некое подобие зарплаты за хорошие оценки и штрафов за плохие. Пять рублей за «пятёрку» и «минус двадцать» за «двойку». Очень неплохие по тем меркам суммы. Самые жадные порой выбивались практически в отличники. Процесс учёбы иногда превращался в вымогательство. Ученик на контракте требовал у учителей ставить оценки за каждый сделанный шаг. Те, кто учился бесплатно, откровенно и по-чёрному ему завидовали, списывать не давали и всячески стремились чуть-чуть раскулачить с помощью родителей.
‘‘ Вердикт специалиста Для подростка, которому дают деньги за пятёрки, учёба становится не целью, а средством заработка. Аппетиты у детей по мере приближения к выпускному растут, и к 11-му классу «пятёрка» может стоить пару тысяч рублей.
Метод № 3. Критика с примером. Практикуется в семьях с завышенными ожиданиями, где мама с двумя красными дипломами, дочь кандидата наук, вышла замуж за успешного и пробивного папу. Любая школьная неудача в такой ячейке общества сводится к фразе «ты позор семьи, у нас таких идиотов в роду не было, а тебя подменили в роддоме». Расчёт идёт на то, что ученик стиснет зубы и захочет утереть нос снобам-родителям.
‘‘ Вердикт специалиста Если ребёнка мотивировать так, рано или поздно он скажет, что вас себе в родители не выбирал, а если бы выбирал, то выбрал бы не вас. В 13 лет история вызывает активный протест и может разрушать семейные отношения.
Метод № 4. Серёжа — молодец! Подход строго обратный. Действовать по принципу «доброе слово и кошке приятно» и «как вы яхту назовёте». Хвалить, поощрять, подбадривать, как киношные командиры подразделений американских «морских котиков» заряжают своих бойцов перед атакой. Позитивной реакции достойна и «пятёрка» по пению, и «четвёрка» по алгебре...
‘‘ Вердикт специалиста Это меньшее из бед. Говорить «я радуюсь твоим успехам» и «ты молодец» при наличии результатов можно и нужно. В конечном итоге, в человеке растёт именно то, что мы культивируем.
Метод № 5. Альтернативная педагогика. А что если отправить ребёнка в частную начальную школу, где вместо «четвёрок» и «пятёрок» педагоги в костюмах Супермэна или Бэтмена раздают слоты с энергией и магическими способностями. Все занятия проходят в игровой форме, и потенциальный двоечник, сам того не понимая, проникается любовью к дисциплинам.
‘‘ Вердикт специалиста Для начальной школы история в целом неплохая. Есть классы, в которых история с супергероями отлично зайдёт, а есть детские коллективы, где это вообще не сработает. Ребёнок снова вынужден дотягиваться до лучших, но он может быть Супергероем не потому, что отлично учится, а потому что есть другие достижения. Излишняя фиксация не полезна.
Метод № 6. Поощрение конкуренции. Андрей из шестого «А», вон, и разряд по шахматам имеет, и в олимпиадах участвует, в Физматлицей готовится поступать. Настоящий сын маминой подруги. А наш чем хуже? Честолюбивый подросток, услышав такие речи от родителей, должен начать рыть копытом землю и сворачивать горы на своём пути, попутно опрокинув бедолагу Андрея, который и не подозревал, что имеет опасного и завистливого конкурента.
‘‘ Вердикт специалиста Сравнение с другими людьми некорректно в принципе. Андрей, конечно, молодец, что олимпиады выигрывает. Но неужто жизнь на олимпиадах заканчивается? Для детей это вообще антипедагогично и антипсихологично. Родителям важно донести, что у каждого свои способности, есть сферы, где именно он может проявить себя.
Метод № 7. Светлое будущее. Подаётся в качестве антитезы мрачному. Не будешь учиться, будешь работать дворником. Ничего плохого в этом, конечно, нет. Но обидно будет всю жизнь потратить на эту профессию, не попробовав чего-то ещё. А если будешь учиться, на «Мерседесе» будешь ездить, вон, поехал дядька на S-классе, наверняка не филонил на уроках и учителям не грубил.
‘‘ Вердикт специалиста Навыки прогнозирования, что будет через 10 лет, не работают даже у взрослых. Что уж говорить о детях? Дети живут здесь и сейчас. Для них светлое будущее это завтра или через месяц. Плюс успеваемость в школе и светлое будущее связаны не напрямую.
Сергей РУНЬКО
Итоговый вердикт
Татьяна УШАКОВА, психолог Сергиево-Посадского социальнореабилитационного центра для несовершеннолетних:
— Учебная мотивация у детей формируется в дошкольный период. Дальше есть возможность доформировать в первом и втором классе, не позже. Если ребёнок в раннем детстве не наигрался — потребность в познании у него не появится. Для этих целей не подходят лото и шахматы. «Недоигранность» в младшей школе — одна из причин, по которой появляется зависимость от гаджетов у старшеклассников. Ребёнок не хочет учиться, если у него плохие отношения в детском коллективе и нет друзей. Произнося фразу «ты ходишь в школу для того, чтобы учиться, а не дружить», мы допускаем ошибку. Ребёнок в школу ходит для того, чтобы и дружить, и учиться. На учебную мотивацию пагубно влияет грубость педагога. Если на детей много кричат — они учиться не будут. Также её подкашивает ситуация, когда кроме учёбы в жизни ребёнка нет больше ничего: если школьник приходит после седьмого урока и садится за уроки. Чтобы повысить мотивацию в начальной школе, родители должны интересоваться не только оценками, но и учебным процессом. Детям трудно учиться, если не удовлетворены банальные физические потребности: они плохо и мало спят, неправильно питаются и не гуляют на свежем воздухе.