Волонтёрами становятся по велению души. В благом деле неважно, какого ты возраста и где работаешь, каких политических взглядов придерживаешься. Среди добровольцев есть подростки и пенсионеры, врачи и электрики. Недавно мы познакомились с мотоволонтёром Владимиром. Он, байкер с дорожным именем «Строгий», вместе с мотоклубом «Ночные волки Сергиев Посад» помогает социальной службе Лавры с доставкой продуктов нуждающимся. Наша газета воспользовалась приглашением на один день присоединиться к благотворителям и посмотреть, как живут их подопечные.
С 9 часов утра в волонтёрском домике у Пафнутьева сада кипит работа. Здесь находится фасовочный цех, откуда волонтёры забирают продуктовые наборы и доставляют их в дома нуждающимся. Кому-то коробки отвозят на машине, другие приходят за ними сами, пешком.
— Мы с ребятами из «Ночных волков» помогаем Лавре и отцу Парфению, руководителю социальной службы, уже давно, больше шести лет. Не только доставляем продукты, но и участвуем в жизни волонтёрского движения, обеспечиваем порядок на мероприятиях. В 2015 году отец Гурий предложил создать движение мотоволонтёрства, нам идея понравилась, — рассказывает Владимир, пока мы ждём фасовку.
Несмотря на то что наш собеседник — байкер, поедем мы на автомобиле: так удобнее и можно увезти больше продуктов.
— За мной было закреплено 11 семей, сейчас осталось шесть: дети вырастают, женятся, кто-то уезжает. Например, была одна семья из Донецка, семь человек, приехали во время военных действий. Отец — инвалид, работал удалённо из дома и следил за детьми, мать ходила на работу. Как-то раз дети заигрались и облили компьютер водой. Мы с клубными ребятами скинулись и подарили отцу новый, чтобы он мог продолжать работать. А ещё в той семье я стал крёстным отцом троих детей: родственников у них не было здесь, вот и попросили меня, как кормильца, — вспоминает Владимир, загружая коробки в машину.
276 продуктовых наборов расфасовали и развезли нуждающимся в день нашего визита
Ветхий домишко на семерых
Сегодня в маршрутном листе значится две точки. Сначала едем к многодетной семье Игнатьевых. Владимир знаком с ними уже больше двух лет и приезжает с продуктами каждый месяц.
— Семья хорошая, у них мальчишки-погодки, дети просто замечательные. Отец работает с утра до ночи в Мытищах на заводе, хозяйка дома Анна заботится о пяти сыновьях. Но условия, в которых они живут... Сами всё увидите.
Спустя десять минут мы заворачиваем в один из переулков Красюковки — малоэтажной части Сергиева Посада, и останавливаемся возле большого кирпичного дома с массивной оградой. Вдоль по улице таких немало, район хороший.
— Дома такие богатые… В котором же живёт наша семья?
— А вот, калитка во двор, открывайте, — указывает Владимир.
И только тогда мы замечаем неприметную дверцу между двумя высоченными заборами соседних особняков, в низине. За ней — узкий коридор, ведущий куда-то вглубь участка к ветхому деревянному домишке, паре грядок, верёвкам с постиранным бельём.
Владимир стучит в дверь, а в окно уже подглядывает рыжеволосый мальчишка и весело машет рукой. Рад гостям. Нам открывает хозяйка дома и приглашает войти.
Места очень мало, поэтому толпимся в крошечной кухне, практически на пороге. Рыжеволосый прилежно делает уроки прямо за обеденным столом, четверо его братьев заняты своими делами в соседней комнатушке.
— Часть дома досталась мне от родителей, живём здесь всемером. Тесно, конечно, но стараемся создать уют: ремонт сделали, купили новую мебель,— рассказывает Анна. — Печки нет, отапливаемся электричеством. Вода только летняя, от соседей: себе подводить очень дорого, нужно около 70 тысяч. Туалет у нас на улице…В доме нет даже газа, поэтому обед на семерых Анна готовит на двухконфорочной электроплитке. С учётом отопления нагрузка на сеть огромная, проводка может не выдержать и загореться. Из-за этого в доме нет даже стиральной машины, всю одежду Анна стирает в тазах, по старинке, в ледяной воде.
Другого жилья у семьи нет. Думали снести домишко и построить новый, но, оказалось, нельзя: когда-то дом был построен на двоих хозяев. Без согласия соседей никаких кардинальных манипуляций проводить со зданием нельзя. Пристройку сделать тоже невозможно: Игнатьевым принадлежит лишь небольшой клочок земли перед домом. Так и живут.
Если у вас возникло желание помочь семьям наших героев – напишите в редакцию, мы передадим им контакты
В борьбе с тараканами и ржавой водой
Следующая точка нашего маршрута — один из бывших военных городков. Воинскую часть давно расформировали, осталась лишь пара жилых домов. Здесь нас ждёт Олеся Гладкова (фамилия изменена) и трое её детей.
— Олеся — мать-одиночка. Красивая девчонка, но вот с мужем очень не повезло… Старшая дочка уже совершеннолетняя, и Олеся живёт с двумя сыновьями 13 и 4 лет и дочкой 12 лет. Кстати, младший — мой крестник, — поднимаясь по лестнице, вводит нас в курс дела Владимир.
У Олеси двухкомнатная квартира, которая досталась ей по наследству от родителей. Проходим в комнату и видим: обоев нет.
— А что у вас случилось?
— Весь дом мучается с тараканами. Вот и я их травлю, уходят на время, а потом опять возвращаются. А один раз обои начали отходить, я отодвинула, а там тараканьи гнёзда. Всё отодрала, отмыла, отраву насыпала. Даже профессионалов вызывала по уничтожению насекомых. Но всё равно из квартиры в квартиру бегают, — вздыхает Олеся.
С голыми серыми стенами семья живёт уже почти год. Женщина по чуть-чуть откладывала деньги на покупку обоев, но перед началом пандемии была вынуждена уволиться с работы. Все сбережения пришлось потратить на ежедневные нужды. Одна из них — покупка питьевой воды. Водопроводная вода, идущая из крана, невероятно ржавая и в пищу не пригодна. Не спасают даже фильтры, забиваются через несколько дней.
— Я хоть и встала на биржу, но работу найти не могу: график не подходит. Мне нужен восьмичасовой рабочий день, 5/2. Младший ходит в сад, его нужно отводить и забирать в определённое время.
Без работы Олесе, конечно, тяжело. И детей нужно растить, и продукты покупать, и за квартиру платить. Несмотря на льготы от соцзащиты, в среднем по счетам она платит около восьми тысяч в месяц. Какие уж тут обои.
Как стать волонтёром?
Подобных семей под шефством социальной службы Лавры множество. Подопечных с годами становится больше. Волонтёры считают, что это связано, скорее, с тем, что люди стали меньше стесняться просить о помощи в трудных ситуациях. Кто-то приходит сам, кого-то приводят знакомые, иногда просит помочь Сергиево-Посадское управление социальной защиты населения.
— Сбор денег на продукты мы проводим через сайт. Все чеки выкладываем, весь отчёт, что купили, сколько расфасовали, сколько отправили. Бывает и адресная помощь, например, собираем средства на лечение или другие нужды, — рассказывает сотрудник социальной службы Лавры Людмила Яковлева.
Ежемесячно на продуктовые наборы удаётся собрать около 200 тысяч рублей. В стандартный «кейс» входят крупы, масло, чай, сахар, на дополнительные деньги покупают печенье, консервы и другие приятные дополнения.
— Присоединиться к волонтёрам может любой желающий. На сайте lavra.tv есть форма регистрации, где необходимо заполнить анкету. После этого мы связываемся с человеком и координируем его. У нас есть чат, мы всегда на связи друг с другом. После трудового дня на фасовке и доставке продуктов мы приглашаем волонтёров на обед и организуем культурную программу. Например, сегодня у нас экскурсия по Лавре и на колокольню, — объясняет координатор фасовки Анна Евстифеева.
Фасовки проводятся два раза в месяц, ближайшая — 28 ноября. Сейчас волонтёров около сорока человек, вы можете стать одним из них.
Светлана Гирлина
Фото Светланы Володиной