Алексей Стенин, юрист, краевед и общественный активист из Сваткова, увлекает односельчан разнообразными проектами — от прокладки лыжни и экотроп в лесу до посадки семейной аллеи кедров.
«Когда я смотрю на карту, то вижу лесной массив. Но когда я прихожу на это место и слышу птиц или вижу горку, с которой столько раз спускался на лыжах, — это вызывает другие ассоциации. Здравствуй, горка, сколько раз я по тебе ездил. Это как медитация», — так он описывает свои отношения с ландшафтом.
В школе Алексей активно занимался лыжным спортом: жил в Сваткове, тренировался в Пересвете, и так связал в одну трассу эти точки на карте, которые, как казалось раньше, были изолированы, как минимум с точки зрения лыжников.
С детства он задавал себе вопрос: «А что за следующим поворотом дороги, за той горой?», и уже тогда фантазия прокладывала прообразы лесных троп, которые он сегодня прокладывает по-настоящему, от Сваткова в лес. Найти маршруты можно на странице «Сватково Официальная», которую он ведёт «ВКонтакте»
Иногда идеи для троп приходят из самых неожиданных источников. Однажды Алексею рассказали, что в соседнее СНТ на каникулы приезжает школьник из Москвы, который у себя в классе сделал конкурсную работу про птиц из села Сватково. Алексей связался со школой, попросил этот материал, и рассказы о голосах сватковских птиц помогли ему добавить деталей новым экотропам.
В самые суровые дни пандемии он записывал звуки сватковского леса на диктофон и выкладывал их на страничку, чтобы люди, не имевшие возможности выйти из дома, могли хотя бы так перенестись в лес.
Параллельно Алексей стал по пути фотографировать растения, через интернет определял название, с головой уходил в древние лечебники и книги о травах, и так параллельно создал карту растений, растущих вокруг Сваткова. Зимой экотропы превращаются в лыжные трассы.
В это же самое время в Пересвете свои пути в лесу прокладывала Татьяна Козлова, инженер НИЦ РКП. Для неё — обычное дело отправиться в лес с пилой и топором.
Пересвет — один из самых лыжных городов округа. Здесь до сих пор активна компания, в основном старых работников предприятия, которые по старой привычке обустраивают себе трассы. Администрация города, рассказывает Татьяна, поддерживает общественную лыжню от Макаркиного пруда, но для спортсменов она слишком короткая. Чтобы понять масштаб их замыслов, достаточно посмотреть на карту — лыжники Пересвета хотели бы восстановить трассу от Пересвета до Гремячего водопада, которая существовала десятилетия назад.
Надо сделать указатели и разметку трасс. В этих краях катаются лыжники из других городов, и указатели помогли бы им если не потеряться, то комфортнее чувствовать себя во время бега.
И ещё проблема — охотники и их капканы. Татьяна говорит, что встречает людей с ружьями, слышит выстрелы, видит приманки, и всё это за пределами охотхозяйств, буквально в двух километрах от города. Я им говорю: «Что же вы делаете?» А они мне в ответ: «Вы бы хоть предупредили». Почему вообще я должна в лесу орать? Идти и орать, понимаете?»
Разубедить охотников или пешеходов бывает сложнее, чем расчистить лес, но и эта расчистка требует усилий. В последнее время бурелом усилился, говорит Татьяна. Она говорит, что лыжники Пересвета будут рады пилам, снегоходам и простой физической помощи.
«Для меня всё это начиналось как лыжные прогулки по выходным, но теперь с каждым годом лыжи и лес занимают всё больше места в моей жизни, и здесь я нахожу друзей», — говорит она.
Владимир КРЮЧЕВ