Сергиев.ru

Елена Грачёва: «Классика — прививка от примитивизма»

Елена Грачёва: «Классика — прививка от примитивизма»

Педагог-рекордсмен — так смело можно назвать учителя русского языка и литературы Елену Грачёву, которая преподает в гимназии им. И. Б. Ольбинского. Только в этом году среди её выпускников шесть стобалльников. За всю педагогическую карьеру 15 её учеников набрали 100 баллов, и она вошла в десятку лучших учителей области по подготовке к ЕГЭ. Накануне Дня учителя мы встретились с Еленой Леонидовной и выяснили, в чём секрет её успеха, как помогает математика в борьбе с безграмотностью по русскому и когда педагогам приходится применять «смайлики» и «лайки».

— Как вы пришли в педагогику?

— Мы обычно выбираем ту профессию, которую лучше всего знаем. Мой папа работал на ЗЭМЗе, был энергетик, но эта специальность, конечно, меня не привлекала. Мама — бухгалтер, работа с цифрами — тоже не моё. Тётя работала медиком-оптиком, и одно время я мечтала стать врачом (скорее — биохимиком) и изобрести лекарство, которое бы избавило людей от болезней, что-то вроде «таблетки бессмертия». Но … заборы крови, уколы, капельницы, препарирование — всё это заставило меня отказаться от детской мечты. Оставалась последняя профессия, которую все хорошо знали, — учитель. Поэтому я, окончив школу, поступила в областной педагогический институт имени Н. К. Крупской (МОПИ). Училась с интересом, потому что действительно попала в свою стихию — литература, научные сообщества, и поняла, что не ошиблась с профессией.

— Вашим наставником был известный педагог, основатель гимназии Иосиф Борисович Ольбинский. Кто ещё был вашим педагогическим ориентиром?

— Я начинала работать в сельской школе посёлка Загорские Дали. У нас был очень хороший коллектив, который возглавлял Иосиф Борисович Ольбинский. Первые педагогические уроки я получила именно там. Как и в Сергиево-Посадской гимназии, в основе обучения и воспитания в этой школе лежал принцип «домашности». В целом мне повезло с наставниками — учителем русского языка и литературы Галиной Михайловной Журко, учителем математики Валентиной Марковной Озеран. Этих людей, своих коллег по школе в посёлке Загорские Дали и весь коллектив Сергиево-Посадской гимназии, я могу назвать своим педагогическим ориентиром. У каждого чему-то учишься: у одного — быстроте реакции, у другого — остроумию, у третьего перенимаешь педантизм, который порой так необходим.

— На ваш взгляд система образования сильно изменилась?

— Да, и очень сильно. Считаю, самое удачное время для педагогики было в 90-е годы. И дело даже не в том, что мы были моложе. Просто, когда мы работаем с ребёнком, даём ему надежду, говорим: «Я верю в тебя», и это окрыляет. Так и в период перестройки было время, когда у учителей как будто крылья за спиной выросли.

Сейчас же, если говорить о системе образования, иногда складывается впечатление, что она нацелена больше не на духовную сферу, а на материальную — много платных курсов, проверок, отчётов. Хотя говорят, что новые технологии должны были облегчить педагогам жизнь, на самом деле это не так. Проверяющие организации получают отчётность в готовом виде, и там уже достаточно пяти минут, чтобы программе обработать данные и выстроить красивые графики, схемы, диаграммы. Но простые педагоги проводят урок, потом вручную заполняют все таблицы, поэтому на нижнем уровне отчётности больше в разы. Эта рутинная работа иногда просто непонятна — с какой целью и зачем?

15 учеников Елены Грачёвой получили 100 баллов на ЕГЭ

Например, сентябрь у нас — просто безумный месяц. Вы помните, что прошлый год закончился дистанционным обучением, и понятно, что многие темы не были хорошо проработаны. Следовательно, оказались не усвоены ребятами. Я как учитель сама найду возможность выявить и ликвидировать проблемы. Но что происходит у нас: ради диагностических работ по многим предметам приносятся в жертву уроки, идёт колоссальная перегрузка учащихся и учителей. Как нам сказали, цель проверки — выявить пробелы в знаниях. Плохие оценки мы детям не ставим, но при этом ничего не говорим о состоянии учителя, ознакомившегося с данными результатами.

Количество исследований с каждым годом только возрастает — теперь многим учащимся 8-9-х классов предстоит принять участие в тестировании — PISA. Его цель — дать ребятам убедиться, что школьные знания имеют прикладной характер. Например, учащимся нужно с помощью вычислений и сопоставлений выяснить, какой кондиционер лучше купить, или рассчитать стоимость ОСАГО. Я согласна, что задачи, может быть, и важные, но складывается впечатление, что на школе пытаются опробовать всё и посмотреть — сдюжит или нет. И главное — это идёт за счёт человеческого ресурса, поэтому учителя выдыхаются.

— Тем не менее, несмотря на все трудности, потрясающий результат подготовки учеников — 6 стобалльников только в этом году, всего — 15. В чём тут секрет, в гимназии просто изначально сильные ребята?

— В этом году у меня три стобалльника по русскому языку и три по литературе. Конечно, многое зависит от самих ребят. Была цель, сила воли и время. Система, когда они учились дистанционно, позволила им отодвинуть другие предметы и заниматься целенаправленно тем, что было нужно для поступления в вуз. Естественно, в гимназию по конкурсу мы отбираем лучших ребят. Не все сразу учатся на отлично, бывает, получают и тройки, и двойки. Но среда воспитывает у гимназистов совершенно другие интересы, они мотивированы на учёбу, развитие, так что, даже если ребёнок приходит со слабыми знаниями, он потом подтягивается и экзамены сдаёт на четыре и пять.

— Уже достаточно много лет выпускники сдают госэкзамены в виде тестов. Относительно ваших предметов такая система проверки знаний себя оправдала?

— Тесты сейчас значительно изменились в лучшую сторону. В вопросах по русскому языку основной акцент сделан на практическую грамотность — культуру речи, умение правильно строить предложение, произносить слова, орфографические, пунктуационные навыки, которые должны оставаться независимо от того, кто ты — филолог, биолог или математик. Если говорить о сочинении, то и оно имеет конкретные коммуникативные задачи — умение слушать, понимать собеседника и общаться.

С точки зрения филолога, могу сказать, что это полезно, если не принимает формальный характер. Существует очень много примитивных схем, по которым можно написать сочинение в формате ЕГЭ. Если ученик усваивает этот стереотип, отойти от него очень сложно. Вы же понимаете, что проще идти по накатанному шоссе, чем тропинку торить.

Парадокс состоит в том, что лирики нередко ЕГЭ сдают слабее, чем физики, которые гораздо чаще получают 100 баллов по русскому языку. Для этого им не требуется образное мышление, достаточно разложить текст на логические составляющие, как они это привыкли делать. Сочинение получается технически грамотно выстроенное, но не живое, как компьютерный текст.

— Часто приходится слышать утверждение, что современные дети меньше читают и безграмотные. Это так?

— Не совсем, грамотность осталась на одном уровне, с правилами дети справляются, но меняются понятия в плане языковой базы. Происходит разрыв поколений, они мыслят совершенно другими категориями. Поэтому учителям, объясняя какие-то серьёзные вещи, приходится порой прибегать к мемам, смайликам, чтобы тебя воспринимали.

Если говорить о литературе, то современные дети читают меньше классики: как говорят, она их не цепляет, предпочитают фантастику. Конечно, не Гарри Поттера, это уже прошлый век. Главное — читают, ведь литература учит думать. Поэтому я учащихся с седьмого класса приучаю вести читательские дневники: произведение должно не просто развлекать, но помогать понять окружающий мир и самого себя. И классику читать всё-таки нужно, это как антивирусная прививка от безвкусия и примитивизма.

Если математика приводит ум в порядок и учит логике, то гуманитарные науки дают человеку свободу владения словом, широту мышления, выход за определённые рамки.

Беседовала Оксана Перевозникова

Фото Сергея Семенькова и Алёны Ромашкиной

Фото @ Сергиев.ru