Сергиев.ru

Экие игрушечки!

Экие игрушечки!

"Одно из любимых занятий ребёнка с двух лет — вдвигать один предмет в другой. Втыкают гвоздь в сиденье кресел, палочки в скважины замков. В дырочки для шнурков папиных ботинок".

Это не глупая шутка, а разработка игрушки, которую можно было подарить на очередную годовщину Великого Октября или на предстоящий Новый год, который и отмечают всего-то второй раз после перерыва — ведь на дворе октябрь 1936-го...

Экие игрушечки!

Что может этому противопоставить индустрия игрушки? Ни много ни мало — скамеечку-втыкалку с 24 отверстиями. Втыкай сколько хочешь.

Ну а кроме втыкалки? Загорская артель игрушек имени Красной Армии предложила деревянный поезд. Сам голубой, труба золотая — эдакая "Голубая стрела" по-загорски!

Рецензент из журнала "Игрушка" сетует: "Это поезд-гастролёр. Редкий, почти мгновенный гость, он появляется в магазине раз в полугодие и реже, в количествах чрезвычайно малых".

Куда чаще встречался в ассортименте "музейный конь № 7", то есть конь-качалка. Ещё у него существовали прозвища "народный" или "рыжовский", по имени знаменитого резчика Н. Рыжова, работавшего в то время в Институте игрушки.

Делали коня в загорской артели имени Рубена. Он даже высветился на Международной выставке в Париже. Можно представить себе картину: мухинские "Рабочий и колхозница". А у колхозницы на поводке — загорский конёк. Стоит и качается.

Лошадки в продукции артели были фирменным товаром, продержались они в ассортименте до 1960-х годов, когда им на смену пришли "богатырские кони" из пластика.

Старшее поколение ностальгически вспоминает "голых" (то есть неокрашенных) лошадок, которые виднелись из окон "второй кустарки" — наследницы Артели имени Рубена. Она в начале 1960-х годов размещалась на Конном дворе. Удивительное совпадение — лошадки с Конного двора!

Наша артель имени Рубена соревновалась с одноимённой артелью игрушки из Ленинграда. А итоги соревнования подводил сам товарищ Рубен, председатель Всекоопинсовета, то есть объединения кооперативов инвалидов.

К Великому Октябрю можно было подарить деревянный трехосный грузовик, разработанный В. Соколовым. Или игрушку-метро. Но впереди Новый год. Наши игрушечники создали за короткий срок большой ассортимент. Девяносто видов, причём все из отходов производства. По производственным номенклатурам они значились как "игрушки-картонажи".

Сейчас у нас бурно дискутируют на тему антиигрушки. Бывали такие и в ту пору — правда, по причине брака. Например, произвёл немало шума в печати мягкий пупс, который изготовила артель "Художественная игрушка". У него одна нога оказалась короче другой, и при этом отсутствовали ступни ног и кисти рук.

"Такая игрушка, вне всякого сомнения, будет угнетающе действовать на ребёнка. Когда смотришь на этого пупса, то кажется, что перед тобой младенец-калека, у которого вместо нормальных конечностей болтаются култышки", — сетовали критики.

А ведь пупс — дело тонкое. В загорской женской консультации в ту пору пупсы были наглядным пособием.

Мастера, художники, артели, лозунги. А ещё... Страницы старого журнала рассказывают: "Особо должны быть отмечены игрушечные звери. Сделанные несомненно талантливым десятилетним Ваней Фаворским. Эти игрушки сделаны с безусловным мастерством и отмечены не только как результат самостоятельного детского творчества, но и в качестве моделей, вполне пригодных для выпуска товарной продукции".

Алекс РДУЛТОВСКИЙ

Обратная связь