Двое стоят на страже Дворца культуры имени Ю. Гагарина все 65 лет, что он существует. Один из них — Пушкин, легко узнаваемая фигура в нише фасада Дворца. Со вторым, Михаилом Глинкой, сложнее — образ композитора известен меньше, хотя его « Славься », услышав, вспомнит почти каждый.
Здание Дворца уникально, хотя бы по меркам Посада — можно провести час, рассматривая фигуры поэтов, музыкантов, агрономов и инженеров на фасаде и по периметру крыши, расшифровывать едва заметные украшения стен. Известно, что мелодия третьего звонка, который созывает зрителей в зал, — не скачанное из сети типовое «тру-ля-ля», а уникальное музыкальное произведение под заказ, а светильники фойе рождались в литейном цехе Загорского оптико-механического завода.
Особенным здание делает и участие заводского коллектива. Здание строили шесть лет, руку к нему — в прямом смысле — приложили рядовые сотрудники ЗОМЗа, работавшие на народной стройке.
Об уникальном творческом наполнении современного Дворца культуры рассказал его художественный руководитель Александр Ломейко.
— Лепнина, мрамор, бархат... Грандиозность интерьеров не мешает эксперименту, не ограничивает в творчестве?
— Абсолютно нет! Наоборот, это даёт нам шанс стать новаторами, соединить несоединимое, идёт ли речь идёт о современном танце или о каком-нибудь арт-хаузном проекте. Не надо далеко ходить — у нас была Ночь пожирателей рекламы, и лепнина с колоннами не мешали. Мы создаём новое на фоне истории. С другой стороны, мы проводим Сретенский бал вместе с Московской духовной академией, и не в каждом учреждении культуры области есть залы и интерьеры, подходящие для таких случаев.
— Библиотеки и музеи перестают быть только хранилищами книг или картин, они меняются, ищут новые формы общения с ауди торией. Как меняется Дворец?
— Мы открыли клуб волонтёров, где ребята помогают добрыми делами, — например, те, у кого есть своя машина, привозят на концерты зрителей и участников, которым своим ходом сложно добраться. Или, это, казалось бы, не самое большое, но всё же важное дело — приходят к пожилым людям домой, помогают разобрать личные библиотеки. На нашей сцене проходят благотворительные концерты в помощь больным детям.
— Из всего технического переоборудования в концертном зале что стало самым важным?
— Во-первых, великолепная звуковая аппаратура, и это я говорю не чтобы просто похвалиться. К нам приезжают профессиональные артисты, многие со своими звукооператорами. Не было ещё ни одного звукооператора, который бы не восхитился качеством звука и оснащённостью зала. Также мы обновляем осветительную технику, все наши технические специалисты проходят курсы, повышают квалификацию.
— Несколько лет назад Дворец принял четыре новых филиала. Какие сложности были в тот момент?
— Я бы не назвал это сложностями. Конечно, каждое учреждение — клубы в Загорских далях, Туракове, центры «Наследие» и «Родник» — жили своей жизнью, у них были свои традиции. Безусловно, когда они к нам присоединились, началось переформатирование, потому что хотелось, чтобы они соответствовали уровню Дворца культуры. Их коллективы стали выступать на нашей сцене, которая гораздо больше, некоторым пришлось изменить свои программы.
— Можно представить, как это — из крошечного клуба деревни Тураково вдруг выйти на огромную сцену!
— Да, но дело не всегда в сцене. В Туракове открыт великолепный кружок декоративно-прикладного творчества, и при любой возможности мы стараемся сделать выставку их работ во Дворце. В Загорских далях есть неплохой вокальный ансамбль. У филиалов появилась новая аудитория, и это огромный плюс всем нам — и зрителям, и участникам.
Владимир Крючев
Фото Сергея Семенькова