В ближайшую ко дню памяти святого великомученика Димитрия Солу́нского (26 октября ст. ст.) субботу чада Русской Церкви совершают осеннее поминовение всех усопших православных христиан. В этот день в обители преподобного Сергия верующие возносили Богу молитвы о завершивших свой земной путь членах Церкви Христовой.
Согласно народному преданию, настоящее поминовение было установлено князем Димитрием Донским в память о воинах, положивших жизнь за независимость Отечества в Куликовской битве 8 сентября (ст. ст.) 1380 года. Первое поминовение мужественных ратоборцев правитель совершил в обители аввы Сергия. Возможно, что уже вскоре после этого начали творить память павших в сражении ратников ежегодно в субботу перед праздником в честь великомученика Димитрия Солу́нского – святого, которого славяне почитали как своего покровителя и защитника. Впоследствии в этот день стали поминать всех почивших православных.
За каждой Божественной литургией христиане пропевают слова «Символа веры»: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века» [1]. Этим они исповедуют веру в то, что жизнь продолжается после смерти, и что в день Страшного Суда каждому человеку предстоит дать ответ за прожитые на земле дни. Об этом же верующие слышали в этот день и во время евангельского чтения от Иоанна (Ин. 5:24–30). Господь говорит: «Истинно, истинно говорю вам: наступает время… когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут». И далее присовокупляет: «И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения».
Спаситель указывает на то, что выражением веры человека являются его благие дела и поступки. Однако нет людей, которые, прожив жизнь, не согрешили бы. Поэтому отшедшие в вечность чада Церкви нуждаются в молитве за них. Бог устами пророка говорит: «Не хочу смерти грешника, но, чтобы грешник обратился… и жив был» (Иез. 33:11). Близкие, желая проявить свою заботу об усопших, молятся о них в храме при совершении Бескровной Жертвы – Евхаристии. «Не напрасно установили апостолы, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – чтобы при совершении страшных Таин поминать усопших. Они знали, что от этого много им выгоды и много пользы, когда весь народ и священный лик стоят с воздеянием рук и когда предлежит страшная Жертва, то как не умолить Бога, прося о них?» [2].
Поминовение на Литургии завершается погружением в Святую Чашу частиц просфоры, изъятых в память о живых и усопших, со словами: «Отмы́й, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честно́ю, молитвами святых Твоих» [3]. Это слова твердой веры в то, что Господь, по силе великой Евхаристической Жертвы и по молитвам святых Своих, исполнит проникнутые чувством любви к усопшим прошения множества молящихся об омовении грехов поминаемых.
__________
[1] 12-й член Символа веры.
[2] Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к Филиппийцам. Беседа 3-я.
[3] Чинопоследование Литургии святителя Иоанна Златоуста.
Справка.
Заупокойное вечернее богослужение в Успенском соборе монастыря возглавил архимандрит Таврион (Иванов).
На богослужении пели два мужских хора: левый – под управлением иеродиакона Михея (Соррэ), правый – под управлением чтеца Сергея Сухарева.
Божественную литургию в Троицком соборе Лавры совершили наместник обители епископ Фома и ректор Московской духовной академии епископ Феодорит.