Cложно найти пользователя Рунета, который бы не слышал и не пользовался порталом «Кинопоиск». Один из его создателей — Дмитрий Суханов, когда-то он жил в Пересвете и учился в школе № 8. Сейчас Дмитрий — миллионер с другим уровнем и местом жительства: в 2013 году вместе с партнёром они продали «Кинопоиск» компании «Яндекс» за 80 миллионов долларов. Чем сейчас занимается Дмитрий Суханов, он рассказал газе- те «Вперёд».
Программировать начал на листке бумаги
Дмитрию сейчас 40 лет. Он родился и вырос в Пересвете, мама была медработником, а папа — водителем. В детстве он увлекался фотографией, ходил на секцию шахмат, как и все ребята его возраста, искал занятие по душе. Когда открылся первый компьютерный клуб, он вместе с друзьями пошёл просто поиграть.
«Я заметил там одного мальчика, он не зависал, как все, в компьютерных играх, а рисовал в программе корабль из фильма «Звёздные войны». Меня это заинтересовало, и я стал изучать программирование», — рассказывает наш собеседник.
Компьютера дома не было, поэтому программы он писал в тетради, а когда приходил к репетитору по программированию, вбивал записи в систему. Тогда Дмитрий и решил, что поступать будет на факультет информатики.
История успеха «Кинопоиска»
В общежитии Московского института стали и сплавов (МИСиС) он познакомился с Виталием Тацием. Уже после окончания института, когда оба работали программистами, Дмитрий предложил создать что-нибудь своё в интернете. Молодые люди любили смотреть кино, и желательно, чтобы дома на любимом диване, тогда они решили, что и развивать бизнес надо в этом направлении. Так хобби стало превращаться в работу.
«Фишек» у нового проекта по задумке авторов должно было быть несколько: автоматическая отметка фильмов, которые посмотрел пользователь, общение кинолюбителей — функция комментариев. Ведь хочется же после просмотра высказать своё мнение и обсудить фильм с такими же фанатами кино.
Над созданием сайта работали по вечерам в свободное от основной работы время: Дмитрий программировал, а Виталий занимался дизайном. Проект готовился почти девять месяцев, старт был дан в ноябре 2003 года. В этом же году у Дмитрия родился сын.
За первый месяц на сайт пришло 4700 пользователей, а во второй — 24 тысячи! Заметной прибыли проект сначала не приносил, наоборот, ребята вкладывали свои деньги. Когда в 2007 году о «Кинопоиске» уже знали многие пользователи Рунета, а их количество на сайте выросло до миллиона, с предложением вложить деньги в портал к молодым людям обратился один из крупнейших инвесторов, основатель группы фондов DST Global Юрий Мильнер. На развитие Дмитрий и Виталий получили 1,2 миллиона долларов. На эти деньги арендовали офис, увеличили штат до 30 человек. Посещаемость увеличивалась, а вот доходы проект по-прежнему не приносил.
113 млн человек — аудитория портала «Кинопоиск» в апреле 2020 года (по данным similarweb.com). Ранее, 29 марта, онлайн-кинотеатр «Кинопоиск HD» установил исторический рекорд посещаемости: 3,863 млн посетителей в сутки.
В 2009 году DST продала свои 40 % акций французской компании AlloCine, которая владеет сайтами о кино во Франции, Китае и ряде других стран. Французы подсказали «Кинопоиску», как заработать на рекламе. Суханов и Таций начали внедрять тогда ещё новый вид рекламы — «брендирование», когда на весь экран разворачивается картинка рекламодателя, а в её середину встраивается сайт.
Журнал Forbes писал о том, что в сутки без скидок такая реклама приносила владельцам Кинопоиска 300 тысяч рублей, в год — 38 миллионов, и это не считая других видов рекламы.
В 2010 году «Кинопоиск» впервые получил прибыль — 29 миллионов рублей при выручке 69 миллионов рублей. С тех пор финансовые показатели росли. В 2012-м выручка составила уже 188,2 млн рублей, а прибыль — 72,3 млн рублей.
К 2013 году количество посетителей сайта превышало два миллиона в день.
15 октября «Яндекс» и «Кинопоиск» объявили о сделке, переговоры по которой шли девять месяцев. В итоге свой проект двум друзьям, которые познакомились в общежитии института, удалось продать за 80 миллионов долларов. Так как 40 % акций принадлежали AlloCine, каждый из создателей получил по 20 миллионов долларов.
Премия «Золотой Орёл» за лучший фильм
«Чем вы теперь занимаетесь, есть ли какой-то новый проект?» — спрашиваю у Дмитрия Суханова. Отвечает он немного уклончиво, говорит, что строит дом в Подмосковье, сейчас занят преимущественно этим. «Может быть, слышали про фильм «Медведи Камчатки. Начало жизни?» — задаёт вопрос уже мне собеседник. Неловко признавать, что не слышала, но всё-таки приходится. Дмитрий продолжает: «В 2019 году он стал лучшим документальным фильмом и получил «Золотого Орла» (национальная кинонаграда России), я его продюсировал».
О том, что Дмитрий ещё и спонсировал фильм, он скромно промолчал, этот факт узнала уже из интернета.
В апреле 2015 года создатели картины начали собирать деньги на реализацию идеи. Накопить удалось 2,5 миллиона рублей, камчатских медведей поддержали больше 1,5 тысяч человек. Но уже на досъёмки и постпродакшн денег не хватало. На помощь пришёл Дмитрий Суханов, который и сам интересуется фотографией и любит природу Камчатки. Он вложил недостающую сумму и стал сопродюсером.
«Медведи Камчатки. Начало жизни» — фильм двух режиссёров (Владислава Гришина и Ирины Журавлёвой). Это история двух медведиц и их детёнышей: Самапятой с четырьмя малышами и Теслы с двумя медвежатами. Документалисты проследили за ними весь первый, самый насыщенный год их жизни — от выхода из берлог весной до поздней осени, когда они снова впали в зимнюю спячку. Съёмки длились семь месяцев без перерыва и без сценария.
Дмитрий признался, что после продажи «Кинопоиска» он вновь стал заниматься фотографией: «Вспомнил про детское увлечение и пошёл учиться в школу фотомастерства», — рассказывает создатель кинопортала. Да и вообще он много времени посвящает семье и своим хобби.
В Сергиев Посад и Пересвет Дмитрий Суханов иногда приезжает. Здесь у него остались друзья и родные. Да и по любимым местам, среди которых Троице-Сергиева лавра и Келарская набережная, он всегда с удовольствием гуляет вместе с семьёй.
Евгения Кинтушева