У начальника поисково-спасательного отряда № 13 Александра Королёва необычное увлечение. На протяжении полутора десятков лет он участвует в поисковых экспедициях в местах сражений Великой Отечественной войны. Основная задача — найти и с почестями захоронить останки павших советских солдат. Но часто в местах раскопок удаётся обнаружить и сопутствующие артефакты — содержимое бойцовского вещмешка, оружие или боеприпасы. За это время поисковик собрал внушительную коллекцию находок. Значительная её часть вошла во временную экспозицию, которая была организована к Дню Победы в Доме офицеров посёлка Ферма.
Ищет и находит Наверное, было бы неправильным сказать, что поиск павших для Александра — просто хобби. Это семейный долг: его деды тоже воевали. Василий Николаевич Королёв был ефрейтором и телефонистом. Награждён медалью «За отвагу» и орденом Красной Звезды. «При уничтожении окружённой группировки противника в районе гор. Торн, когда дивизион оказался в сложном положении, тов. Королёв не щадя своей жизни устранял повреждения лини и обеспечил непрерывную телефонную связь между командным и наблюдательным пунктом дивизиона», — говорится в наградном листе. Позже ранения сыграли фатальную роль — Василий Николаевич ушёл из жизни едва ли не сразу после Победы.
Другой его родственник, Дмитрий Васильевич Букалов, погиб в 1943-м. Известно, что где-то за границей — место его захоронения не удаётся отыскать до сих пор.
Зато потомок бойца Александр Королёв сумел отыскать многих из тех, кто так и не вернулся с фронтовых полей. Сколько на его счету найденных безымянных солдат? Он сбился со счёта.
}} «Мы это делаем не для себя, поймите. Сколько их лежит в полях, в лесах? Никто не знает. Есть официальные и неофициальные данные, и они сильно разнятся. Люди часто живут, не зная, что рядом с ними есть захоронение. Однажды мы копали в районе деревни Филькино, что за Ржевом. На месте старого дома, то есть в бывшем чьём-то подвале, нашли кем-то похороненных солдат», — вспоминает Александр.
Перед каждой экспедицией начальник поискового отряда изучает карты разных лет и аэрофотосъёмки. Находит места, где раньше были брустверы, окопы, прочие приметы сражений. Но поиск всегда напрямую зависит от удачи.
«Бывает, едешь на место, где шли бои, а металлодетектер упорно молчит. Отходишь в сторону или заходишь в лес и всё, сигнализирует без умолку, звенит буквально всё вокруг», — говорит спасатель. Он копал и подо Ржевом, и под Тулой, и в районе Новой Москвы. Земля неохотно, но всё же выдаёт свидетельства: останки солдат, оружие, солдатское оснащение, личные предметы.
«Сталинский килограмм»
«Этот цинк мы привезли из-под Ржева. Нашли его на бруствере. Похоже, что он отсырел ещё тогда, и его попросту откинули в сторону. А вот диск от автомата ППШ: видно, что его заряжали. Это часть самозарядной винтовки СВТ. По-видимому, её владелец погиб. А это ручная граната, в простонародье «лимонка», её мы привезли из Новой Москвы. Она неопасна, так как отсутствует взрыватель», — перечисляет Александр Королёв экспонаты, которые он передал военным для организации выставки. А вот каска, которая принадлежала нашему солдату. Судя по отверстию, который проделал шальной осколок от боезаряда, смерть его была страшна. Вот кружка — предмет очень личный, как солдатская ложка. Тоже насквозь посечённая. Она была у бойца за спиной, в котомке, так что вполне можно представить его ранения. Есть в коллекции и именные медальоны. Пустые. Говорят, суеверные солдаты боялись их заполнять: подписал своё имя, подписался на смерть. Нашли эти «гильзы» вместе с останками. Судьба оказалась сильнее суеверия.
«В арсенале поисковиков всегда имеются металлодетектер и щуп, который позволяет определить тип находки — металл, дерево или кости, лопаты. Далее, когда определён контур, начинаем копать», — рассказывает поисковик-любитель.
}} Поиск — это всегда риск. В начале мая в районе Волгограда на снаряде подорвались двое: мужчина и пятнадцатилетний мальчик. Они были постоянными участниками поисковых экспедиций. Их последняя вахта проходила на высоте Огуречной, известной каждому поисковику или любителю истории по особо кровопролитным боям. При каких обстоятельствах погибли люди, сейчас устанавливает следствие. «Опасно ли?
Опасно. Вопрос в том, как с этим обращаться. Если есть понимание принципа действия того или иного оружия, то всё нормально. Вот, например, рубашка от РГД (ручная граната. — Ред.). Это так называемый «сталинский килограмм», он абсолютно точно безопасен, и я это понимаю. Если вы не разбираетесь в вопросе, то трогать найденные предметы, хоть отдалённо напоминающие гранату, мину или чтото ещё, нельзя категорически. Единственное, что можно сделать, набрать номер 112 и сообщить о находке», — говорит спасатель.
В коллекции есть предметы, принадлежавшие вражеской стороне. Например, раздавленная консервная банка с норвежской сельдью. Или вот — «подковы» с немецких сапог. Поисковик наткнулся на немецкое захоронение неподалёку от Варшавского шоссе, в районе Ильинских рубежей. Говорят, немцы после боя своих погребли, как положено. А наши бойцы как лежали, так и остались лежать…
Следующая вахта Александра состоится в июне. Спасатель говорит, в этот раз поедет под Нижний Новгород. Там тоже есть места, где можно отыскать свидетельства тех лет. «Чем мы руководствуемся? У нас есть боевые донесения, карты местности тех времён, понимание наступления, тактики и потерь. А ещё есть Подольский военный архив, где иногда запрашиваю данные, и интернет. Очень помогают местные жители, которые что-то да помнят или слышали от своих родителей», — поясняет Александр.
}} Отметим, что на выставке в Доме офицеров есть совершенно уникальные экспонаты. Например, одна военная часть добыла целую бутыль со спиртом. По всей видимости, жидкость использовали в медицинских целях. А есть целая ложка, из Можайска, на черенке которой выцарапана фамилия владельца — «Путинцев». Совершенно грустный экспонат — ствольная часть автомата ППШ. Патрон был дослан, но боец так и не выстрелил. Погиб.
На днях эта экспозиция отправится на Новую Землю. Говорят, летом её должен увидеть сам министр обороны. В том числе и предметы, которые нашли начальник нашей ПСО № 13 и его единомышленники, многие из которых — спасатели.
Евгения Николаева
Фото Светланы Володиной