В вас когда-нибудь врезались на электросамокате или гироскутере? Уверяем, ощущения не из приятных, даже если водитель ехал не с предельной скоростью, а вы при ударе чудом не полетели носом об асфальт. Конфликт за место на тротуаре между пешеходами и любителями колёсных средств идёт уже давно. Только вот исход его, как война между Израилем и Палестиной, пока ни в чью пользу.
Эта игрушечная с виду техника с каждым годом становится всё популярней и мощней и способна развивать скорость до 40 км/ч. По данным травматологического пункта РБ, еженедельно к ним поступают несколько пациентов, которые получили травмы различной степени тяжести, управляя электросамокатом или гироскутером.
«Я бы не сказал, что это имеет массовый характер, скорее единичные случаи с частотой один-два человека в неделю. В основном это поверхностные травмы — ушибы, растяжения, которые лечатся амбулаторно. В отдельных случаях, сложных переломах, требуется госпитализация», — рассказал заведующий травматологическим пунктом РБ Андрей Горшков.
По мнению медика, наибольшую опасность из техники представляет гироскутер, им сложнее управлять, нет опоры, пользователь должен уметь держать баланс, иметь определённые навыки вождения. Правда, бум гироскутеров уже на излёте, молодёжная аудитория, натешившись двухколёсным устройством, сегодня отдаёт предпочтение более практичным электросамокатам. Устройство обладает большей манёвренностью и устойчивостью, но при этом, в зависимости от мощности, развивает огромную скорость. ГИБДД бьёт тревогу, проводит разъяснительные рейды, но полноценного закона, регламентирующего требования к пользователям такой техники, до сих пор нет.
Ещё в 2019 году Минтранс разработал проект новых ограничений для водителей так называемых средств индивидуальной мобильности (СИМ) — электросамокатов и моноколёс. Так, ведомство предложило запретить разгоняться на СИМ быстрее 25 километров в час. Причём ограничение будет действовать не только на тротуарах, но и на автодорогах. Контролировать движение должны инспекторы ГИБДД и участковые, которые смогут останавливать пользователей электросамокатов, гироскутеров и моноколёс за нарушения. Превышение максимально установленной скорости будет караться штрафом в размере до 1,5 тысячи рублей. Кроме того, было заявлено о необходимости классификации СИМ в зависимости от мощности мотора. Если отдача электромотора превышает 250 ватт, то пользователям потребуются водительские права категории M, как у водителей мопедов.
В свою очередь, Минпромторг предложил промаркировать самокаты и гироскутеры специальными RFID-метками с данными о мощности устройства. Тогда сотрудник Госавтоинспекции сможет считать их сигналы и получить все необходимые данные о конструкции СИМ. Поправки в Правила дорожного движения, которые должны были установить требования к пользователям такой техники, были подготовлены ещё год назад, но полноценным законом до сих пор не стали. }} Пока законы не успевают за техническим прогрессом, человек на электросамокате приравнивается к пешеходу, а значит, он имеет право перемещаться только по тротуарам и велодорожкам. Если ничего из этого нет, допускается движение по обочине или краю проезжей части — строго навстречу потоку машин.
Штрафы для любителей электротранспорта также аналогичны статусу пешехода: за нарушение Правил дорожного движения полагается предупреждение или штраф 500 рублей, за создание помех движению — 1000 рублей, а если поведение человека на самокате приведет к аварии — то 1500 рублей. Однако владельца мощного самоката (более 4 кВт) в случае ДПТ суд может приравнять к водителю мопеда. Так, например, штраф за езду без прав — от 5 до 15 тысяч рублей, а в случае, если прав лишили ранее, придётся заплатить 30 тысяч рублей.