Только на первый взгляд кажется, что новогодняя ёлка — это что-то совсем простое: хоровод, куплет, несложные сюжеты и заработок на год вперёд. Из перечисленного только последнее хоть как-то соответствует действительности: сезон праздничных представлений приносит площадкам и артистам повышенные гонорары, но в остальном всё далеко не так однозначно.
Сделать хорошую ёлку сложно и интересно. Следуя заветам Маленького принца, который утверждал, что взрослые способны оценить красоту только через цифры и суммы, приведём несколько примеров:
1) На воплощение новогоднего праздника от сценария до сцены уходит до семи месяцев;
2) а если посчитать актёров, танцоров и всех, кто за сценой готовит заключительное представление года, то таких может набраться под сотню
И это не считая творческой части: никакие цифры не опишут, сколько сил сценаристы вкладывают, шлифуя текст спектакля до правдоподобного состояния, как трудно не скатиться в назидательность и как обыграть популярные сейчас темы — например, противостояние гаджета и книги, так, чтобы не потеряться среди множества подобных.
«Ирина Олеговна, это кринж»
Ирина Уланова, режиссёр студии «Театральный чердак» ДК им. Ю. Гагарина, как раз из тех, кто хочет, чтобы гаджет-тема, по сути классика нашего времени, получила новые краски. «Это история о персонажах интернета, которые на самом деле не всегда хорошо влияют на детей. Мы хотели показать, как важно уметь искать в сети нужное, как важно захотеть узнавать новое, поверить в волшебство», — говорит она о своей постановке.
Ирина — выпускница Казанского государственного института культуры, приложила руку к трём десяткам спектаклей. По большей части это были постановки для взрослого зрителя, они шли на сцене студенческого театра и казанского театра «Угол». Нынешняя сказка — её вторая детская постановка.
Готовый сценарий она испытала на своих учениках, младшему из которых восемь лет, старшему тридцать пять. «Фокус-группа» посоветовала упростить некоторые выражения: «Реплики отрицательных героев у меня поначалу были очень художественными. Например, они говорили что-то вроде «золотая рыбка, ты ещё узнаешь, на что мы способны».
Молодые актёры говорят: «Ирина Олеговна, так не годится, это кринж». Тогда ищем подходящую форму — более дерзкую, но аккуратную».
95 процентов мечтают о новом смартфоне
Несколько лет назад накануне Нового года «Театральный ковчег» поставил в фойе валенок, в который дети кидали записки с желаниями. 95 процентов бумажек, вспоминает драматург «Театрального ковчега» Марина Зайцева, просили смартфоны и другие гаджеты.
Из оставшихся пяти процентов ей запомнилась одна: «Я хочу, чтобы мама выздоровела». «И тогда я поняла, что это будет темой моей новой новогодней сказки. Хотелось показать, что есть нематериальные желания»
Задача Людмилы Чистяковой, которая пишет сценарии для своей студии «Букволёт», — поставить такую сказку, чтобы та больше волновала, чем развлекала. Во «Сне, который потерялся» речь идёт о девочке, оставшейся в одиночестве. Не в прямом, а в переносном смысле, когда чрезвычайно занятой маме стало совсем не до неё. Самый популярный сюжет «Букволёта» — «Тот самый Иванушка», о мальчике, над которым пошутила Жар-Птица, и он проснулся взрослым. Такие сюжеты можно назвать как угодно — причудливыми, злободневными, кэролловскими — только не развлекательными в чистом виде. «Делать что-то совсем весёлое, такое «уау», — это точно не про нас», — говорит Людмила.
Всё своё: от идеи до музыки
Никто не знает, какие сюжеты и аккорды прозвучат в Сергиевом Посаде в следующем году и чьи имена в декабре 22-го окажутся на афишах. В стране существует целая индустрия авторов, которые пишут и массово рассылают свои сценарии по театрам и ДК всей страны. Получают такие письма и сергиевопосадские площадки.
Никто из тех, с кем мы говорили, на предложения со стороны пока не поддался, но, судя по тому, что сценарии продолжают сыпаться, услуга в целом остаётся востребованной.
Кто-то, конечно, идёт по самому простому пути. Запрос «сценарий новогоднего праздника» в Google выдаёт 155 тысяч вариантов, но правилом хорошего тона для новогодней сказки считается сделать своё. Даже звуковую дорожку в новогоднем празднике Дворца культуры сочиняли сами. Слова предложила режиссёр Ирина Уланова, музыку — звукорежиссёр Юрий Рябков. Записывали там же, в студии Дворца, в маленькой комнате под крышей.
Получился настоящий поп-альбом с цепкими припевами и гармониями в духе отечественной киномузыки, который слушался бы даже в отрыве от родного произведения. В какой-то мере так и произошло: Ирина рассказывает, что, записавшись в студии, молодые артисты закачивали эти песни на свои же телефоны. Не исключено, что однажды у кого-то из наших соседей в маршрутке или магазине из кармана вдруг раздастся номер «Тролль и Заяц» — это всё Новый год.
Владимир КРЮЧЕВ
Фото студии «Букволёт» и ДК им. Ю. Гагарина