Анатолий Комаров, руководитель СГЦ «Смена» — филиала Всероссийского научно-исследовательского и технологического института птицеводства Российской академии наук
Решение федерального правительства о расширении селекционно-генетического центра «Смена» — стратегически верное, считает руководитель предприятия Анатолий КОМАРОВ. Благодаря реконструкции старых птичников и строительству пяти но- вых площадок Сергиево-Посадский округ сможет значительно укрепить продовольственную безопасность России. Отечественные хозяйства перестанут зависеть от импортного генетического материала, а потребность в мясных курах потенциально может быть обеспечена до 100 %. Эксклюзивные подробности — в нашем материале.
— Чем сейчас занимается селекционно-генетический центр «Смена» и какие задачи ставит перед собой предприятие?
— Наша основная задача — ведение научной селекционной работы с отечественными кроссами мясных кур. Эту работу мы начали в 1974 году. У нас есть научная и производственная база, благодаря этому симбиозу мы можем успешно развиваться. Кроме того, мы являемся единственным в стране обладателем исходных линий отечественного кросса мясных кур: после беды, которая произошла в 2017 году (эпидемия птичьего гриппа), нам всё же удалось спасти часть племенного материала. Мы его возрождали на специально выделенной производственной площадке. И сегодня можем заявить: исходные линии этого стада полностью восстановлены, СГЦ «Смена» повышает продуктивные показатели и хозяйственно-полезные признаки птицы.
— Если говорить простыми словами: что такое кросс?
— Кросс — это птица, которая получена в результате скрещивания отдельных линий и пород. Всего у нас две породы кур: корниш и плимутрок, в каждой по две линии, отцовская и материнская. Путём скрещивания этих линий получается наиболее интересная для товарного производства птица, которая обладает высокими показателями продуктивности — от одной птицы можно получить порядка 140 цыплят, при этом сохранность держится на уровне 98 %. У птицы нашего кросса хороший набор массы, повышенная яйценоскость, больший объём грудной и бедренной мышц, резистентность к заболеваниям.
— Чем наш мясной кросс отличается от аналогичного импортного?
— В 2020 году мы зарегистрировали новый отечественный кросс «Смена 9», который внесён в реестр дости-жений племенной продукции, имеет все документы и патенты. Мы проводили свои производственные испытания финального гибрида, также отправляли его на товарные птицефабрики, где проводились испытания в сравнении с зарубежными аналогами. Мы получили заключение, что наш кросс конкурентоспособен, не хуже, а по некоторым показателям продуктивности даже превосходит импортные аналоги. У нашего кросса снизилась конверсия корма (соотношение затраченного корма к полученному мясу. — Ред.): 1,7 кг корма достаточно для того, чтобы получить 1 кг мяса. Динамика роста цыплёнка достаточно высокая. Если в суточном возрасте он весит 40 граммов, то в 35 дней достигает массы 2 кг 262 грамма.
— За счёт чего происходит такой быстрый рост цыплёнка?
— Все результаты роста достигнуты за счёт генетического потенциала. В нашем хозяйстве сегодня порядка 85 поколений. У нас идёт учёт родителей, прародителей и так далее. Главный принцип селекции – отбирать лучшие по физиологическим показателям особи из лучших. Отмечу, что мы ведём научно-производственную работу и не являемся товарной птицефабрикой. У нас нет задачи быстро откормить птицу и продать её. Кстати, сейчас даже для товарных птицефабрик использовать генные стимуляторы или кормить птицу анаболиками невыгодно: это дорого и экономически неэффективно.
— Есть ли у вас зависимость от импортных минеральных добавок и кормов?
— Для наших птиц мы используем отечественную кормовую базу, весь материал берётся из южных регионов. Витамины и премиксы, которые необходимы для нормального метаболизма птицы, частично импортные. Также с 2017 года мы работаем с отечественным оборудованием компании «Стимул Групп». Нам необходимо специфическое оборудование, и птичники, построенные по новой программе, также будем оборудовать с этой компанией.
— В каком объёме сейчас ведётся работа селекционно-генетического центра?
— На сегодняшний день у нас небольшие объёмы: имеются пять птичников ремонтного молодняка, в которых содержится на выращивание до 50 тысяч голов цыплят, и четыре птичника взрослого селекционного стада, где мы ведём работу с поголовьем порядка 15 тысяч голов.
— Расскажите про новый федеральный инвестиционный проект. Что в себя включают научно-производственные площадки?
— Правительством принято правильное стратегическое решение по улучшению и увеличению научно-производственной базы нашего центра и запланировано строительство пяти новых производственных площадок. Они будут располагаться в нашем округе на землях, принадлежащих СГУ «Смена». Первая площадка с двумя зонами для выращивания ремонтного молодняка селекционной птицы разместится в районе деревни Дерюзино, предположительное поголовье — до 160 тысяч голов в год. Вблизи деревни Слотино появятся две производственные площадки для содержания взрослого селекционного стада (порядка 40 тысяч голов) и научно-производственной деятельности. Вблизи деревни Бобошино построят инкубаторий мощностью порядка 22 млн инкубационных яиц в год. На этом объекте из яйца будут воспроизводиться прародительские и родительские формы отечественного мясного кросса для отправки на товарные фабрики, где выращиваются бройлеры. В районе деревни Малинники разместится пятая площадка для переработки отработанного подстилочного материала из птичника. Он будет превращаться в органическое удобрение с последующим его внесением в поля. Напомню, что у СГЦ «Смена» кроме направления птицеводства есть направление по племенной работе с крупным рогатым скотом, а также две собственные молочно-товарные фермы, свои поля для урожая. Внесение органических удобрений для улучшения продуктивности получения сочных кормов для наших коров нам тоже интересно. Получается такой замкнутый производственный цикл.
— Местные жители переживают, что от птичников и используемых удобрений на основе помёта может быть запах.
— Это не будет помёт в чистом виде. По нашим технологиям предусматривается содержание птицы на глубокой подстилке из древесных опилок слоем порядка 10 см, который перемешивается с куриным помётом. После окончания продуктивного периода птицы птичники зачищаются, а отработанный подстилочный материал вывозится и перерабатывается на этих площадках. Они закрытого типа с крышами, из бетона, с отведением сточных вод. Там будет происходить биоферментация этих материалов с внесением аэробных и анаэробных микроорганизмов для ускорения процесса переработки. Все объекты будут размещены в чётком соответствии с санитарно-защитными зонами и находиться на удалении от водоёмов и жилых объектов с учётом всех требований и ветеринарных норм. Птичники также будут современные, закрытого типа, оборудованы специальной вентиляцией. Никакого дискомфорта местным жителям они наносить не будут.
— Сколько рабочих мест появится?
— Сейчас ведётся работа по подбору персонала на новые площадки, которые позволят дать не менее ста рабочих мест. Рассчитываем на среднюю заработную плату основного работника от 45 тысяч рублей. У нас творческая и довольно интересная работа: помимо содержания, выращивания и ухода за птицей, будут также элементы научно-производственной деятельности. Птицы селекционные, это значит, что для каждой особи предусмотрен индивидуальный учёт, нужно вести её родословную, подборы. Мы приглашаем птицеводов, слесарей, технический персонал. Можно звонить напрямую начальнику отдела кадров по телефону: 8(916)753-34-27, Анжелика Павловна Акулецкая.
— Есть ли какие-то планы по реализации селекционной птицы?
— Спрос на нашу птицу большой, ведём переговоры с рядом крупных птицефабрик. Некоторые уже заключили договоры: например, «Элинар-бройлер», «Линдовская птицефабрика», на пробу берут «Черкизово» и «Рефтинская» птицефабрика, группа компаний «Ситно». Поступают заявки из ближнего зарубежья: Узбекистана, Казахстана, Белоруссии, есть запросы от представителей Ирана. Мы сами ездили в аналогичный генетический центр в Африку, в Уганду — подписали меморандум о сотрудничестве, но из-за текущей обстановки есть некоторые сдерживающие факторы, и мы не можем выйти на полный объём сотрудничества. Кроме того, как я уже говорил ранее, сейчас мы находимся в малых объёмах. Поэтому, помимо строительства новых площадок, также было принято решение о реконструкции и техническом переоснащении уже имеющихся старых шестнадцати объектов птицеводства в деревне Топорково. Реконструкция старых производственных площадей и создание новых позволят нам за короткий срок потенциально обеспечить всю потребность России в мясных курах на 100 %. Сейчас, к сожалению, мы очень импортозависимы, и наше отечественное производство составляет примерно 1 % от общего производства. В основном действуют две крупные транснациональные компании из США и Великобритании. Это надёжные партнёры, но ввиду политической ситуации они могут прекратить племенные поставки. Благодаря реализации проекта мы сможем в любой момент перейти на отечественный кросс. К марту 2023 года все производственные площадки должны быть запущены. По планам правительства планируется инвестировать порядка 5 млрд рублей.
Беседовала Светлана ГИРЛИНА