Сергиево-Посадский музей-заповедник достал из своих архивов сокровища — уникальные миниатюры из села Палех, в пятидесяти километрах к востоку от Иванова.
Палехскую миниатюру любят и академики, и простой народ. Эти цветные картины на фирменном чёрном фоне прослыли как дорогой сувенир из России, и они же, расписные игольницы и пепельницы, брошки и шкатулки, могут встретиться даже в самой бедной избе в русской глубинке.
Выставка «Светит песня в золоте и лаке... Искусство Палеха» в Конном дворе расширяет горизонты. Мы узнаём, что мастера-крестьяне из маленького села под Ивановом порой были более подкованы, чем городские художники, что умели применить в своих, казалось бы, сугубо декоративных работах, и наследие иконописи, и модернизм Врубеля. Что в старину реставрировали росписи Троицкого собора Лавры, а когда пришла новая власть, тем же, образно говоря, инструментом изображали героев страны Советов.
Драматичная и поучительная история, которая часто сводится к одной шкатулке, на самом деле куда более многомерна.
Традиция Палеха уходит корнями в XVII век. До революции в маленьком селе работали до 300 мастеров одновременно. Они выезжали в мастерские Москвы и Петербурга, бывали на выставках, привозили домой идеи. Трудно представить, но эти крестьяне могли обсуждать между собой персидскую миниатюру и нашумевшие работы Всемирной выставки в Париже.
Палех отдавал миру и своих мастеров — из этого села вышел живописец и портретист Павел Корин, который, помимо прочего, заведовал реставрацией коллекции разрушенной Дрезденской галереи, восстанавливал фрески в Киеве и картины в Пушкинском музее.
В музее хранятся театральные декорации. Палех со своими героями, застывшими в картинных позах, отлично вписывается в театральную традицию. Тут же мы видим, как это ремесло применяется в книгоиздании — например, в рисунке шрифта и компоновке страницы.
На дальней стене размещён портал, украшение выставки в Третьяковской галерее в 1937 году. В этом же году на выставке в Париже получает гран-при миниатюра Николая Зиновьева «В огне», вдохновлённая книгой французского писателя-коммуниста Барбюса — в Сергиево-Посадском музее-заповеднике говорят, что эта работа передаёт ощущение предстоящей войны.
«Палех хочет приспособиться к современности, но получается непросто, — говорит Наталья Толстухина, заведующая сектором «Русское декоративно-прикладное искусство XVIII-XXI веков», — тем не менее традиции живут. Палех сегодня в значительной мере направлен на иконопись. Это то, от чего они пришли и к чему вернулись».