Сергиев.ru

Чем пахнет преступление

Чем пахнет преступление

Пятничное утро в кинологическом центре Сергиево-Посадского УМВД начинается со смотра кинологов и их собак. Такой смотр проходит ежеквартально. Проводит его начальник Центра кинологической службы, майор полиции Руслан Матуляк. Кинологи со своими четвероногими коллегами собираются на плацу, выкладывают собачью амуницию: поводки, предметы ухода, ошейники, шлейки, игрушки. Руководитель осматривает собак, интересуется общим состоянием хвостатых сотрудников, а также изучает документацию — на какие преступления выезжали кинологи, в каких исследованиях принимали участие.

На боевом посту

Службу в Сергиево-Посадском УМВД несут почти два десятка специально обученных собак. Почти все они породы немецкая овчарка.

«Хорошими служебными качествами отличаются и другие породы, например, есть у нас чёрный лабрадор по кличке Юстас, была чехословацкая волчья собака, но она уже на пенсии», — рассказывает Руслан Матуляк. Возраст служебных собак — от года до семи лет. После того, как собаке исполняется восемь лет, ей начинают искать дом и хозяина. Сейчас на каждого кинолога приходится по одной-двум служебным собакам. В руки к кинологу щенок попадает в четырёхмесячном возрасте из питомников МВД из Рузы, Дубны, Раменского.

«Все наши сотрудники имеют образование, проходят через учебные центры. При этом главное качество кинолога — это любовь к собаке», — продолжает начальник кинологического центра. Обычное утро кинолога начинается с общения со своим хвостатым товарищем — надо понять, как себя чувствует собака, не болеет ли. Потом — общий развод, выгул и тренировки. Кормят собак дважды в день сухим кормом, но у всех кинологов всегда припрятаны вкусняшки для своих любимцев — колбаска или сыр. При этом работают собаки на голодный желудок, так они заинтересованы в получении поощрения.

Все служебные собачки имеют свою специализацию. Одни занимаются поиском взрывчатых веществ, другие — наркотиков. Есть также разыскные собаки, или следовые. Они несут суточное дежурство и готовы в любой момент поехать на вызов на кражи, угоны. Зачастую именно четвероногие сотрудники кинологической службы помогают в оперативном раскрытии преступлений. Так, недавно угонщика мотоцикла на Владимирской улице в Сергиевом Посаде нашли «по следам».

«Собака не должна найти предмет, а должна найти запах», — говорит Руслан Матуляк, и мы перемещаемся к вольерам. После осмотра «места жительства» собачек начнётся тренировка — по очереди служебных псов будут привлекать к поиску «закладок» — имитаторов взрывчатки или наркотических средств. Для следовых собак прокладывают следы по частному сектору.

Ласковый Тай

Первой на тренировку выходят младший инспектор-кинолог, старший сержант полиции Наталья Громова и её пёс. Девушка выросла в деревне и с детства дружит с животными. Говорит, что лучшей и более благодарной работы представить себе трудно. «Я всегда с радостью начинаю рабочий день. Подхожу к вольеру и вижу, как Тай мне радуется, — рассказывает Наталья. — Он уже благодарен только за то, что я пришла!»

Боевого товарища Натальи Громовой зовут Мантей Климсвевик, а сокращённо — Тай. Породистый «немец» уже больше четырёх лет работает на обнаружение взрывчатых веществ. Это первая собака Натальи: когда Тай попал в руки молодого кинолога, ему было всего полгода.

«До года мы играли, гуляли, приучались к улице, к людям, ходили на массовые мероприятия, — говорит Наталья. — Когда Таю исполнился год, началось обучение основам дрессировки, а также специальная подготовка».

В рамках спецкурса постепенно собаке вводят различные запахи. Когда пса приучают нюхать транспорт, кинологи раскладывают кусочки колбаски, чтобы собака была заинтересована в обнюхивании транспорта. Постепенно специалисты меняют колбаску на искомый запах — имитатор запаха взрывчатых или наркотических веществ.

«Когда собака его находит, мы присаживаем её, хвалим, даём лакомство. Так собака привыкает, что, обнаружив определённый запах, она получает лакомство», — продолжает рассказ Наталья, пока её коллеги готовят площадку к тренировке. Ещё один вид поощрения — игрушка. Для некоторых псов это гораздо больший мотиватор нежели колбаска. Тай — как раз из таких! Разноцветный мячик со шнурком — лучшая награда за выполненную работу.

В один из трёх деревянных ящиков полицейские прячут имитатор запаха взрывчатого вещества. По команде кинолога Тай оббегает все три ящика и присаживается точно у того, где спрятана «взрывчатка». Наталья хвалит собаку и бросает ему игрушку. Несмотря на грозный вид, Тай очень ласковый пёс, вне работы готов обниматься и даже немного наглеть, подставляя для почёсываний уши и спинку.

Консервация запахов

По соседству с кинологическим центром УМВД располагается отделение исследования запаховых следов Экспертно-криминалистического центра ГУ МВД России по Московской области. Что же скрывается под таким долгим и сложным названием?

Эксперт отдела Валерия Новикова провожает нас в лабораторию, где препарируются вещества, взятые с мест совершения преступлений. На специальном столе — стерильные баночки и сборники для пахучих веществ, рядом — оборудование для водяной бани.

«Для препарирования мы берём сборник, подходящий по размеру для исследуемого объекта, — начинает рассказ Валерия Новикова. — В верхнюю часть сборника укладываем фланелевые тряпочки, в нижнюю — кладём сам объект исследования».

Объектом может быть любая вещь, изъятая с места преступления, на которой могут содержаться запаховые следы, например, ороговевшие клетки эпидермиса с одежды или иного предмета, с которым контактировал преступник. На металлических предметах запах держится дня три, на одежде — гораздо дольше. Сборник герметично закрывается, из него вытравливается кислород, после чего сосуд ставится на водяную баню.

Снизу получается кипение, а в углубление вверху сборника наливается жидкий азот. Под давлением пахучие вещества с объекта формируются на фланели. Когда препарирование завершается, фланелевые тряпочки перекладываются в банку, которая герметично закрывается и подписывается. Получившаяся запаховая проба будет участвовать в экспертизе.

Хвостатые эксперты

Самое интересное происходит в соседнем кабинете. Тут на стеллажах — много различных подписанных баночек: «пот мужской», «кровь женская», «шарф», «пистолет» и так далее. Это вспомогательные пробы, которые участвуют в экспертизе наряду с теми, что были получены с мест преступлений. На полу просторного зала — очерченный круг, по контурам которого стоят десять конусов для запаховых проб. В экспертизе участвуют двое сотрудников и собака. Один эксперт проводит исследование, он сидит за столом, только он знает, в каком из конусов находятся пробы с места преступления. Второй эксперт водит собаку.

В экспертно-криминалистическом центре работают собаки, которые не ездят на вызовы и не участвуют в поиске взрывчатки или наркотиков. Живут они в вольерах, а выходят только на прогулку и на работу — в зал проведения запаховых экспертиз. В основном, это охотничьи норные собаки — длинношёрстные таксы, дратхаары, австралийские хилеры и бигль. К экспертизе готовится такса по кличке Гоша. Рыжий «нюхач» знает, что, отработав на «отлично» он получит свою порцию лакомства, поэтому к обнаружению проб относится не только ответственно, но и с большим удовольствием.

Итак, на полу находятся десять конусов, в каждый из которых вставляется пол-литровая банка с запаховой пробой. В одной банке — запаховые пробы с места преступления, во вторую помещается «эталон» — это запаховые пробы (чаще всего кровь) проверяемого лица, которое подозревается в причастии к совершённому преступлению. Все остальные банки — вспомогательные пробы с того самого стеллажа. Это делается для чистоты эксперимента и для того, чтобы у собаки был выбор. Перед тем, как вывести четвероногого эксперта в сравнительный круг, ему дают понюхать дубликат «эталона».

«Собаку выводят в круг из любой точки и водят по заданной траектории, чтобы она могла понюхать каждую пробу, — продолжает эксперт Новикова. — Для положительного решения экспертизы собака должна в ряде проб выбрать эталон и ту пробу, которая была взята с места преступления. Соответственно, у каждого из этих конусов собака либо присаживается, либо ложится».

Все данные заносятся в специальный бланк. Чтобы получить положительное решение криминалистической экспертизы, надо провести исследование, как минимум, с тремя разными собаками. Валерия Новикова собачьему носу доверяет на все сто, говорит, что собаки по запаху могут определить всех причастных к совершению преступления, в отличие от экспертизы ДНК, которая определяет того человека, чьих следов на объекте больше.

Дарья Трофимова

Фото Светланы Володиной

Фото @ Сергиев.ru