Сергиев.ru

Были и легенды наших сёл и деревень

Были и легенды наших сёл и деревень

В этом номере «Краеведческого вестника» мы начинаем публикацию серии заметок об истории сёл и деревень нашего района, составленных Людмилой Леонидовной Угрюмовой. В течение многих лет она по крупицам собирала материал, исследуя архивы, книги, публикации, общаясь с простыми людьми и историками. «Записывая воспоминания жителей деревень нашего района, я старалась сохранить выразительный язык, юмор и искренность тех людей, с которыми мне посчастливилось встретиться, — пишет она в предисловии к своему труду. — Кроме того, я посчитала важным сохранить названия полей, рощ, перелесков, окружавших деревни. Каждое такое название имеет исторические корни и пока ещё живёт в памяти народной».

Увлечение историей родного края было для Людмилы Леонидовны крайне важным делом: не один год она была председателем районного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, её статьи на эту тему не раз публиковалась на страницах нашей газеты.

Фотографии предоставлены «Информационно-методическим центром культуры» районной администрации: в течение нескольких лет им была проведена большая работа по составлению реестра памятников истории и культуры, расположенных на территории всех поселений нашего района.

Аким-Анна

Если приехать в Константиново, сойти в центре и идти по Больничной улице, то, минуя Кисляково, легко поднимешься по небольшому пригорку и выйдешь к селу Аким-Анна, где одиноко стоит полуразрушенная церковь, служившая когда-то приходом деревням Сахарово, Акулово, Кулебякино, Новая, Бородкино, Лихонино, Егорьево (четырёх последних деревень уже не существует). Деревянная церковь существовала здесь с начала XVII века. В 1756 году от попадания молнии она сгорела и в 1833 году был построен каменный храм.

По воспоминаниям Алевтины Ивановны Папиной, он был выстроен на средства фабриканта из деревни Кулебякино. Барский дом не сохранился, но жив до сих пор в Кулебякине дом, где жил церковный староста.

Церковь закрыли в конце 1930-х годов. Священника о. Василия забрали, и больше его никто не видел. Приехала бригада, собрала иконы, церковные книги, утварь и всё увезли в промкомбинат. В церкви позднее была кузница, мастерская по ремонту тракторов, которые подвешивали на паникадило. Сюда же заходила скотина. Рядом, прямо по могилам на церковном кладбище, ездили тракторы.

В селе 15 домов. До 1966 года была начальная школа, где училось 40 детей из деревень Сахарово, Акулово, Аким-Анна, Базыкино. До этого была двухэтажная церковно-приходская школа. Наверху жил учитель, там же ночевали дети из Лихонино.

Когда священника сослали, эту школу уничтожили. Местные старожилы помнят, как снимали колокол: спилили и спускали на проводах. На середине спуска он сорвался и наполовину ушёл в землю.

Первым председателем колхоза в селе Аким-Анна был Андриян Николаевич Зузенков. После объ-единения с Кисляковым колхоз назвали «Верный путь», и его возглавил Иван Иванович Спирин. Колхоз был богатый, как вспоминают старожилы. Труженики относились к колхозному, как к своему. В колхозе было две бригады — из Аким-Анны и из Кислякова. Народу было много, но даже в тяжёлые годы никто не голодал. Всегда были хорошие урожаи картошки. Копали картошку так: 10 корзин колхозу, одну — себе. На трудодни получали зерно, по праздникам пекли белые пироги.

Рассказывает Алевтина Ивановна Палина:

«У нас был громадный сад, 80 яблонь. Сорта китовка, синига, аркад, анис, песочные. Ездили в Талдом с яблоками, продавать. Там были башмари, богатые люди. Я в извоз ездила с Зимняка в Мытищи с 16 лет, возила лес на своих лошадях.

Земли у отца было пять десятин. У него не было руки. Он потерял её в 1926 году на молотилке. Мне тогда было 12 лет. Мы рассеивали по три меры ржи, а намолачивали по 120. Колос по 15 сантиметров. Бороновали по весне два раза. К папе ездили агрономы перенимать опыт. До коллективизации у нас были молотилка, косилка, веялка. В августе к нам возили сортировать зерно. На мне были и соха, и борона, и кобыла ворона.

Председателем колхоза мой отец, Иван Иванович Спирин, стал в 1935 году. Из-за руки он не был репрессирован. Кроме того, к нам часто ездил председатель Константиновского райисполкома Сергеев, заядлый охотник. Моя мать пекла очень вкусный заварной хлеб. Жена Сергеева любила пить

чай с этим хлебом.

Наша деревня перешла на это место из Кислякова. Сначала два дома Зузенковых, потом три дома Спириных, позже два дома Беляковых. Мы здесь уже в четвертом колене».

Возле деревни протекает речка Перемойка, которая постоянно меняет русло. Начинается она от Лихонино и впадает в Дубну. У Сахарова она пересыхает, но бьющие у Аким-Анны ключи опять наполняют её водой. Раньше было много рыбы: решетом ловили синебрюшек, краснобрюшек, гольцов. После того как в Лихонино сделали захоронение химических отходов, всё это стало стекать в речку, и рыба исчезла, даже лягушек нет. А раньше из Перемойки пили.

Название мест у Аким-Анны: Подгорки, Дубки, лесок Лиственка, поле Воскресенье (там, по преданию, была деревянная церковь), поле Подолово. За церковью — Белая дорога. Блудливое место — между Акуловым и Аким-Анной. Когда-то были разные звери: барсуки, енотовидные собаки, утки, лоси, кабаны, олени, волки.

Престольные праздники: 4 декабря — Введенье, 22 сентября — Аким Анна.

Использовано фото Gsas/sergiev.ru

Обратная связь